Тест Bajaj Maxima C: Красная ракета

22 октября 2019

Насколько вы подвержены взрывным, спонтанным, абсолютно необдуманным поступкам? Я едва ли могу причислить себя к таким людям. На принятие решений мне иногда нужно даже чересчур много времени. Сам себя за это ругаю, но ничего поделать не могу. Однако тут...

– А не съездить ли нам на мотороллере Bajaj Maxima в Суздаль?
– Блин... Попахивает безумием...
– Вот и славно! Значит, едем!


Тест Bajaj Maxima C: Красная ракета

Выпуск:
Журнал «МОТО» - июль 2019

Автор:
Роман АБАЛАКИН, фото Андрея СТАСЮКА, Владимира МОРОЗОВА и автора

Теги:
Bajaj / Maxima C / Тест / Журнал МОТО /

Просмотры:
2122

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Запуск двигателя индий­ского тук­тука – целый ри­туал, сравнимый разве что с предстартовой процеду­рой ракеты.
«Ключ на старт!» – боч­ком протискиваешься через узкий проём, усаживаешься на плоскую скамью, осмат­риваешься, поворачиваешь ключ – и где-­то за спиной оживает топливный насос, начинают гудеть механиз­мы... А дальше нужно нем­ного подождать. Чего? Пока не погаснет индикатор на­грева свечи накаливания. Иначе – никак. Ведь прямо над задней осью висит одно цилиндровый дизель воздушно­-масляного охла­ждения объёмом 447,3 см³ и мощностью 9,5 сил. Да-­да, двигатель на тяжёлом топ­ливе, который к тому же лишён автоматического де­компрессора.«Продувка! Ключ на дре­наж!» – сразу же после того, как погаснет оранжевая лампа со спиралью, вытяги­ваешь манетку с литерой D, нажимаешь кнопку стартера и под дикий вой аккуратно отпускаешь декомпрессор.

ДВИГАТЕЛЬ. Дизельный «сингл» Bajaj объёмом 447,3 см³ развивает всего 9,5 л.с. при 3400 об/мин и 24 Н·м при 2000 об/мин, что для атмосферного нижневального мотора на тяжёлом топ­ливе со штанговым приводом клапанов можно считать нормой. За счёт примене­ния пятиступенчатой «механики» его по­тенциала хватает, чтобы набрать 52 км/ч. При этом индийцы обещают, что до капремонта двигатель должен пробежать не менее 100 тысяч киломе­тров. А вот про происхождение они не говорят ничего, хотя конструктивно он сильно напоминает японский промыш­ленный дизель Kubota OC95­E2, разве что диаметр цилиндра на 3 мм больше. Доступ к расположенному над задней осью силовому агрегату осуществляется через большой люк в грузовой платфор­ме: это удобно, но при условии, конечно, что кузов пустой.
«Зажигание!» – на холо­стых кабина наполняется та­кими грохотом и вибрация­ми, что невольно ощущаешь себя Гагариным внутри дро­жащего от нетерпения «Вос­тока». Впору затыкать уши.


«Предварительная! Промежуточная! Главная! Подъём!» – освобождаешь стояночный тормоз, выжимаешь лёгкое сцепление, раза с третьего нащупыва­ешь первую передачу, раз­машисто крутишь задумчи­вым газом. Поехали! В Суз­даль – это рядом, какие-­то 240 км по Горьковской трас­се. Но ещё до того, как я по­кинул пределы московской атмосферы, мне захотелось катапультироваться.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ. Простота на уровне примитивизма: спидометр, указатель уровня топ­лива да блок контрольных ламп, включая индикатор нагрева свечи накаливания. Справа от приборов расположились манетки декомпрес­сора, заднего хода и остановки двигателя.
По документам Bajaj Maxima значится моторол­лером, то есть для переме­щения по дорогам нужны права категории А и шлем. Однако, сидя внутри практи­чески автомобильной каби­ны, напяливать на себя ин­теграл или классические три­-четверти совсем не хо­чется. Равно как и выезжать на МКАД, на Третье транс­портное кольцо и на круп­ные загородные магистрали.


ЭРГОНОМИКА. Рабочее место водителя – иначе и не скажешь! – это прикрученная к полу плоская скамья с привязным ремнём и установленный по центру мотоциклетный руль. Пространства над головой много и обзорность хоро­ша. Педаль тормоза задрана неестест­венно высоко, хотя к этому рано или поздно привыкаешь. Занятно, что Maxima сертифицирована двухмест­ной, но перемещение вдвоём напоми­нает картинки из камасутры: пассажир сидит слева, будучи размазанным по двери, а водитель – с замысловато изогнутым позвоночником, пытаясь дотянуться до рукоятки сцепления и переключения передач.

Характер «пол­-литро­вого» дизелька таков, что пиковые 24 Н·м крутящего момента он выдаёт на 2000 об / мин, а к трём с полови­ной тысячам уже скисает. Сверхкороткие передачи пятиступенчатой «механи­ки» включаются левой руко­яткой по­-мотороллерному и угадываются скорее по звуковым эффектам: вот завыла коробка фальцетом – ага, четвёртая. Поэтому со светофора от тебя уез­жают даже чадящие КамАЗы, а натужный разгон в сопро­вождении тракторного ро­кота завершается макси­мальными 52 км/ч. Так и тя­нет выйти да подтолкнуть.


Bajaj сделан по­-индийски грубовато: оголённая проводка возле фонарей, висящие под кузовом тросы, торчащие нестройным рядом болты дверных петель, герметик в углах проёмов... Впрочем, рабочей лошадке это никогда не мешало.
Вроде бы Bajaj весит слегка больше 500 кг, но на ходу кажется тяжеловес­ным, «упирающимся», для смены направления требующим налечь всем телом на мотоциклетный руль и одно­временно с этим быть крайне точным в движениях, а в на­пряжённом повороте обязы­вающим держать ухо востро – натуральный грузовик. И это при том, что необхо­димые тук-­туку для разво­рота 3,2 метра и компакт­ные габариты наделяют его похвальной манёвренно­стью. Хорошо, что тормозит Maxima узенькими шинами пусть и менее эффективно, чем современные автомо­били, но ровно, предска­зуемо, без рысканий.

ПОДВЕСКИ И РАМА. Спереди на Bajaj установлена при­вычная по трёхколёсникам рычажная вилка с парой простецких амортиза­торов, а сзади – качающиеся рычаги, как у «Запорожца». Внушительная лонжеронная рама, на которую навешены все основные агрегаты, кабина и кузов, роднит Bajaj скорее с автомобилями, чем с мото­циклами.
Хотя, может, оно и к луч­шему, что в виражах мото­роллеру не хватает уверен­ности. А заодно и скорости для того, чтобы перейти опасную грань. Причём дело не только в изначальной порочности трёхколёсной схемы. Посмотрите, как Bajaj косолапит задними 10-­дюй­мовыми колёсами! Всё из­-за «экономичной» подвескикачающихся сварных рыча­гах, при которой развал пля­шет от отрицательного до положительного словно на дискотеке. Грузовой «Татре» такое и не снилось.

ТОРМОЗА. Тормоза всех колёс барабанные, но при столь скромных динамических возможностях их более чем доста­точно. Никакой ABS, разумеется, нет.

Зато демпфирование подбиралось, видимо, под специфику индийского рын­ка, где грузят, сколько вле­зет, и везут, куда придётся, не разбирая пути. Так что с пустым кузовом Maxima едет сочно и тряско. На при­личном асфальте моторол­лер не оставит без внимания ни один стык или трещинку, а на серии коротких волн это настоящий вибромасса­жёр. Но между тем, несмот­ря на всю конструктивную простоту, подвеска отнюдь не прочь, как говорят ралли­сты, «подубасить по любой помойке». Вот я и дубасил.

ЗЕРКАЛА. Стойки кабины, к которым крепятся зеркала, крадут ощутимую часть и без того не самой выдающейся «полезной площади». Регулировки помогают лишь отчасти, к тому же они сбиваются всякий раз при откры­вании дверей.
Надо ли говорить, что все пятнадцать часов, что заняла дорога до Суздаля и обратно, я провёл с выкру­ченным наизнанку дроссе­лем исключительно в пра­вой полосе, а то и вовсе на кочковатой обочине, пу­таясь у всех под колёсами? Но вот парадокс: на протяжении поездки я не услы­шал ни одного недоволь­ного клаксона в свой адрес. Наоборот! Вокруг улыбки, поднятые вверх большие пальцы, одобрительные сиг­налы... Но под конец второго дня я даже стал уставать от блиц-­опросов.


«Сколько стоит?»

В Индии просят 208 ты­сяч рупий, что эквивалентно примерно 192 тысячам рос­сийских «деревянных». Но после таможенной очистки и затрат на доставку выхо­дит около 340 тысяч рублей, что почти в два с половиной раза дешевле бортового УАЗа «Профи».

КУЗОВ. При ширине 1420 мм и длине 1650 мм платформа вмещает два европоддона, а максимальная грузоподъёмность мотороллера – до 470 кг. Жаль, пол кузова ничем не прикрыт, отчего краска обдира­ется на раз­-два.

«Сколько можно увез­ти?»

При ширине 1420 мм и длине 1650 мм платформа вмещает два европоддона, а максимальная грузоподъ­ёмность мотороллера – до 470 кг. И Maxima дейст­вительно их утащит. Во вся­ком случае, на первых трёх передачах. Жаль лишь, пол кузова ничем не прикрыт, отчего краска обдирается на счёт раз­-два.

На тыльной стороне кабины установлен шноркель – теоретически Bajaj способен преодолевать брод глубиной до метра!
«Сколько жрёт горюч­ки?»

Я не особо аккуратничал с ручкой газа, а один раз и вовсе едва не оторвал её в погоне за дополнитель­ными километрами в час, но аппетит у «Максимы» всё равно оказался на уровне 3,8–3,9 л / 100 км. А у кол­леги, который ехал «чуть дыша», выш­ло 2,7 л на сотню. С учётом того, что бак вмеща­ет 8 л соляр­ки, запаса должно хватить минимум на 200 км.


«А зимой как передви­гаться?»

Сложно сказать. Конечно, «индус» оснащён закрытой кабиной и примитивным дворником без омывателя, на крохотные 10-дюймовые диски при определённой удаче можно найти зимнюю резину, а автономный отопи­тель присутствует в списке опций. Но главное – одеться потеплее, а лучше прихва­тить в дорогу ещё и грелку (или жилет с электроподо­гревом, благо тут есть 12-вольтовая розетка). Ну и чистая салфетка из микро­фибры тоже не помешает – стёкла стопроцентно будут потеть.

Впрочем, из таких вот уличных разговоров стано­вится очевидно, что спрос на индийский аналог туль­ского «Муравья» всё-­таки есть, и с учётом обещанных 100 тысяч километров до капремонта двигателя какое-­то число «Максимок» наверняка найдёт своего покупателя (скажем, для эксплуатации на ферме, в качестве импровизиро­ванной витрины или в роли передвижной кофейни). Но в свете тотальной автомоби­лизации и национального менталитета («Да я лучше поддержанный Largus ку­плю!») цифры продаж ути­литарной «красной ракеты» могут оказаться весьма скромными. Печально, если будет так.

Трёхколёсные мотороллеры – самый массовый грузовой транспорт планеты: на них ездит вся Африка, Азия и поло­вина Южной Америки, где большинству населения даже маленький полноценный грузовичок не по карману. В Китае парк трициклов и вовсе достиг невиданных масштабов: там встречаются даже прицепные фуры с такими тягачами. Но есть ли будущее у подобного транспорта в России? Не знаю. Хотя у Bajaj Maxima C для успеха есть определённые задатки: тяговитый и крайне экономичный дизельный двигатель, закрытая кабина, вместительный кузов и подъёмная цена.

Мотороллер предоставлен на тест компанией EW Motors. Благодарим ресторан «Гнездо пекаря» (г. Суздаль) за гостеприимство и помощь в подготовке материала.





Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх

Мотошкола