«Карманники» взрослеют

06 февраля 2014

Год назад мы писали о новом классе техники – «карманных» снегоходах («Мото» №3-2013). В этом сезоне их ряды пополнились…


«Карманники» взрослеют

Выпуск:
Журнал «МОТО» – февраль 2014

Автор:
Иван КСЕНОФОНТОВ, фото Георгия САДКОВА

Теги:
Снегоход / Irbis / Armada /

Просмотры:
8188

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Мини-снегоходы появились не случайно. Ведь между топающим по снегу рыбаком с ящиком на веревке и с комфортом восседающим на полноразмерном снегоходе – громадная пропасть. Но природа, как известно, не терпит пустоты, и первыми в эту нишу лет восемь назад устремились так называемые мотобуксировщики (в народе – «мотособаки »). 

Их коммерческий успех подтолкнул мелких производителей сделать второй шаг – к более комфортной машине, при этом сохранившей главные достоинства буксировщика – низкую цену и возможность перевозки в автомобиле. 

Новинка этого сезона – мини-снегоход ArmadA SR150 – смотрится уменьшенной копией «взрослого». Причина в том, что он не трансформер, и можно позволить в конструкции классические решения. Но при этом SR150 не совсем детский – и кубатурой двигателя, и размерами водительского места. По крайней мере, я с ростом 183 см не испытывал больших неудобств. 

Концепция машины определена на сайте компании: «не монстр целины… » Собственно, это видно по конструкции гусеницы – узкой, короткой и к тому же с большим углом атаки, так что на опорную поверхность остается, как говорится, с гулькин нос. Поэтому проходимость аппарата сравнима с проходимостью мотоцикла эндуро. А вот мощности мотора хватило бы и на большее – заявлено 13 л.с.! 

Гусеница и узкая, и короткая, она будет сильно ограничивать целинные амбиции.

К слову, это в два раза превышает мощность двигателя первого снегохода Армана Бомбардье Ski-Doo SK-60 –а тот возил двоих по любому снегу. В отличие от распространенных трансформеров, у SR150 в трансмиссии вариатор. 

Под облицовкой хорошо видна классическая скутерная «нога» (мотор 4Т типа GY6).

Собственно, весь агрегат – от скутера, хорошо отработанный в Поднебесной клон хондовского мотора GY6. Заметны лишь добавленный дефлектор на воздухозаборник и другой рычаг тормоза в задней части моторной «ноги». И еще применен ручной обогатитель вместо скутерного автоматического. 

Пружина амортизатора лыжи имеет переменный шаг, регулируется ее преднатяг. За амортизатором виден дефлектор воздухозаборника системы охлаждения – им двигатель отличается от скутерного агрегата.

Контрольных приборов нет (в том числе топливомера), не предусмотрены ни обогрев рукояток, ни резервная система запуска (основная – штатный электростартер). Необходимый минимум освещения – фара и задний фонарь – присутствует. Пользоваться ими придется наверняка – зимний день короток! Лыжи, как и гусеница, – без изысков. Изготовлены они из стали и довольно узкие пластиковые расширители не предусмотрены. 

Под сиденьем аккумуляторная батарея и немного места для инструмента.

На ходу SR150 маневрен, но из‑за короткой базы и малой колеи лыж его устойчивость – постоянная забота водителя. Проблема же отсутствия заднего хода легко решается с помощью мощной ручки позади сиденья. Больше вопросов вызывает другой фактор – одноместность. Никаких шансов посадить пассажира, даже ребенка, или разместить груз – для этого нужны сани, а их цеплять не к чему. Впрочем, подавляющее большинство «карманников» лишнего на себя тоже брать не хотят. 

На левой рукоятке руля рычаг тормоза со стояночным фиксатором, кнопка электростартера, клавиша «Стоп-двигатель», переключатель света.
На правой рукоятке руля курок газа и ручной пусковой обогатитель, по центру – замок зажигания.

Другая новинка – снегоход-трансформер Irbis Dingo Т125 – разработка наших соотечественников-энтузиастов. Это уже вторая,модернизированная версия после основательной «работы над ошибками ». В «Мото» №3–2013 мы подробно рассказывали о его происхождении и конструкции, поэтому сейчас остановимся на доработках. Их оказалось немало. 

С первого взгляда заметна другая форма фары, кожух бака стал более обширный и частично закрывает верх задней части двигателя. Двигатель – хорошо знакомый «каб» китайского производства – подрос в  «кубах» и «лошадях» и при этом получил масляный радиатор. Фактически теперь проблема возможного перегрева не стоит. Производитель мотора остался прежний – Loncin (№2 в рейтинге мотопроизводителей КНР по объемам производства). О качестве говорит и тот факт, что на этом заводе выпускают 650‑кубовые моторы для BMW. 

«Кабовский» двигатель не только «подрос в кубах», но получил масляный радиатор и новый воздушный фильтр с забором теплого воздуха от цилиндра и глушителя.

Существенно переработана трансмиссия: три передачи вперед, нейтраль и реверс. Передачи – режимные, то есть их не переключают по мере разгона, а каждая рассчитана на свой режим движения. Первая – для самых тяжелых условий или езды с санями (фаркоп предусмотрен), третья – для ровного укатанного снега или льда. 

Слева – рычаг выбора режимов и переработанный привод гусеницы с изящным пластиковым кожухом.

По результатам обсуждения предыдущей модели на форумах, на новой установили более надежный натяжитель приводной цепи гусеницы. Появился и резервный пусковой девайс – ключ с трещоткой: прилагаемая к нему головка надевается на выходной вал КП. Я попробовал ей воспользоваться: запустился мотор с первого рывка. 

Все внушительное пространство под седлом можно использовать для нужных вещей. В передней части хорошо доступна аккумуляторная батарея.

Не забыли и о ходовой части: увеличили клиренс и угол атаки гусеницы. Подвеска катков гусеницы – балансирная, на листе рессоры. Материал и конструкция лыжи с одним подрезом теперь такие же, как у «взрослых» снегоходов. 

Катково-склизовая подвеска гусеницы за счет листа рессоры обеспечивает некоторый комфорт.

Переработана и передняя подвеска (конструкторы вставили внутрь основной пружины амортизаторов дополнительную): она стала жестче. Теперь «дикая собака» не клюет при сбросе газа или повороте, как случалось на прежней модели Т110. До разумного уменьшили угол поворота лыж. 

Цепной привод гусеницы получил натяжную звездочку. Если сравнить новинку с прошлогодним Т110, видно, что мотор подняли относительно гусеницы, увеличив проходимость снегохода.

Порадовали пользовательские удобства: ветровик, двухрежимный обогрев рукояток, большой короб для вещей под сиденьем (раньше был небольшой ящик), приличный электронный блок приборов. На его табло отображаются: скорость, обороты, пробег. Вверху – лампы: номер передачи, сигнализатор перегрева масла. Указатель топлива – все тот же, механический, только ярче выделили красным зону резерва. Тут тоже есть фара и задний фонарь, последний – на «вечных» и экономичных светодиодах. 

В качестве резервной системы пуска мотора предлагается использовать ключ с трещоткой. По крайней мере, «на горячую» двигатель пускается без проблем.

Как и прежде, есть розетка («гнездо прикуривателя» – как сказали бы до антитабачной кампании), появилась система аварийного глушения двигателя («отрыв») на связке с ключом зажигания. На левом пульте кнопка стартера и переключатель света, клавиша «Стоп-двигатель». 

На левой рукоятке руля рычаг гидротормоза со стояночным фиксатором, кнопка электростартера, клавиша «Стоп-двигатель», переключатель света и новинка – 2-режимный регулятор подогрева рукояток.

На ходу Dingo Т125 стал более адекватным и приблизился к «большим» снегоходам. Правда, если сесть ближе к рулю, левая нога упирается в рычаг селектора трансмиссии – его форму, надеюсь, изменят в будущих версиях. К достоинствам аппарата, если сравнивать его с мотобуксировщиками и другими мини-снегоходами, относится двухместное сиденье, багажник, ящик для инструмента и мелочевки, подвеска гусеницы и лыж, обогреватели ручек и ветровое стекло. 

Внушительной стала приборка с цифровым спидометром, тахометром, одометром, часами, термометром и лампами-указателями режима. Ниже – надежный механический топливомер.

К тому же снегоход быстро разбирается без инструмента на три основных части: моторный блок, гусеницу с подвеской и рулевой блок (габариты максимальной части: 1040х450х300 мм – вполне поместится в багажник легковушки). Дополнительно отсоединяются лыжи, багажник, руль и подседельная рама с багажным отделением. 

На задней части кожуха бака размещены розетка, ключ зажигания и новведение – «отрыв», отключающий двигатель, если райдер покинул снегоход.

Итог 

Протестированные снегоходы, несмотря на общность класса, разные по назначению. ArmadA SR150 – доступный способ решить извечную зимнюю проблему – добраться от загородного дома до ближайшего магазина или порадовать семью во время зимнего отдыха на даче. Короче, «покатушечник». Второй же, Irbis Dingo Т125 – работяга, мечта рыбака: приехать с товарищами на обычной машине, достать снегоход из багажника, прицепить легкие волокуши и с относительным комфортом добраться до заветного места. А повезет с уловом, так довезти весь груз обратно. 

Снегоходы на тест предоставлены компаниями «Ирбис Моторз» и «АрмадА».


Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх