- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
23 сентября 2013
Приглашали в организованный международный мотопробег, посвященный 135-летию со дня рождения основателя марки JAWA Франтишека Янечека.
Чем ближе дата выезда, тем больше одолевали сомнения. Ведь участником пробега мог стать любой владелец мотоциклов Jawa или CZ, а значит, на дальняк отправляется несъезженная компания малознакомых людей на архаичной технике «лохматых» годов выпуска. Невольно задумаешься, на каком километре от Москвы начнется падеж… Но это ли не приключения? Да и плохо ехать лучше, чем хорошо сидеть!
День старта. На брусчатке Васильевского спуска вдоль стены Кремля выстроились участники пробега: три «старушки» (559, она же «чекушка», и две 360), «Чезет 472.6», две «Явы 638» (одна с коляской), а остальные – «Явы 634» разных модификаций. Участников ожидалось больше, но, как это часто бывает, в последний момент по явились срочные дела, заболела любимая теща, расстроился кишечник… Те , кому не «вышибло дно» (в прямом и переносном смысле), здесь: всего 14 мотоциклов и 4 машины сопровождения, в том числе команда из Новосибирска.
Компания собралась разношерстая по всем параметрам, начиная с возраста: самому младшему – Ринату из Тольятти – 21 год, а самой старшей – Ольге Михайловне (мастеру спорта СССР по мотокроссу) – 64 года. Но я понял главное: все эти люди – энтузиасты, а значит, техника у них в порядке, без проволочек и скотча. Ни с кем, кроме Павла, я знаком не был. Что ж, нас по знакомит Дорога! Это же относилось и к «Яве 640 Москва», которую пригнали для меня прямо на место старта. До этого я видел ее лишь на стапеле, когда готовил статью о проекте «Реплика» («Мото» №3-2013).
Мы едем по улицам столицы. Первые впечатления? А здорово! После огромных современных туреров тебя несет нечто маленькое, шустрое, яркое, с двухтактно-звенящим « дрынь-гань-гань!». Утреннее солнце сияет в хромированных накладках «старушачьего» бака, а на душе как-то по-детски радостно, бодро. Я сразу решил не оценивать «Яву» обычным мерилом, сравнивая ее с последними (и не очень) достижениями мирового мотопрома. Ведь, по сути, я имею дело с олдтаймером, технологиями почти полувековой давности. Кто-то проворчит: «В музее ей и место!» Нет, ребята! Ведь первыми моими эмоциями был щенячий восторг от возвращения во что-то светлое, легкое, далекое… от возвращения к истокам. Их вы тоже отправите в музей?..
Хотя, в отличие от многих, в моей истории именно «Явы» не было. Мое вхождение в мотожизнь пришлось на конец 80-х, эпоху заката рокерского движения и зарождение байкерской культуры. Моим эталоном стал «Харли», и я начал тянуть вилки и гнуть рули сначала на старых «ИЖах», а потом и на «Уралах». Но я еще помню, как с восторгом отрывался от песочницы, чтобы разглядеть проносящегося мимо парня на чем-то блестящем, рычащем...
Столица осталась позади. Окутанная сизым дымком двухтактного выхлопа, колонна движется на запад. Спереди и сзади машины сопровождения. Скорость 80 км/ч, для «старушек» оптимальная. Строй мотоциклов постепенно выравнивается, люди вкатываются. По сути, «Ява 640 Москва» – это стандартная «Ява 640», внешне стилизованная под «старушку». Задумывая проект «Реплика», Павел Крючков рассудил, что будущее завода Jawa – в его истории. Я с ним абсолютно согласен. Бессмысленно бодаться с мировыми производителями из Японии, США, Европы, а тем более Китая. Рынок уже поделен. Путь «Явы» – это путь индийского «Энфилда» и нашего «Урала»: небольшие партии мотоциклов в ретро-стиле, но с надежной современной начинкой. Что думают об этом на заводе? Узнаем! Если доедем…
Каждые 80–100 км остановка. Заправка, перекур, перекус… А главное – необходимость размять чресла. Ведь, по сути, «Ява» – городской мотоцикл, и его скромное сиденье не рассчитано на большие пробеги. Когда пятой точке становилось невмоготу, я вспоминал наших отцов и дедов, которые так же полвека назад отправлялись в Крым или предгорья Кавказа. Нагруженные тяжеленными брезентовыми палатками и другим походным скарбом, они так же неспешно преодолевали сотни километров, борясь не только с российским бездорожьем, но и с погодой, ведь вместо экипа с мембранами и термобелья у них была лётная кожанка или ватник, вместо мотобот – кирзовые сапоги, а вместо дождевика – плащ-палатка… Я не призываю вернуться «назад к природе», ходить в шкурах и охотиться с луком. Но чтобы ощутить всю полноту жизни, нужно порой прочувствовать силу духа наших предков, окунуться в прошлое. Нет дерева без корней, а человека без истории.
Чем больше людей в группе, тем медленнее она двигается – это аксиома. И это одна из причин, почему предпочитаю путешествовать один. Поначалу медленное передвижение и долгие частые остановки меня раздражали, но в какой-то момент я просто расслабился. Зачем нервничать, если все равно ничего не можешь изменить? Просто принимай то, что дает Дорога и день сегодняшний. Это и есть настоящая жизнь!
За день прошли чуть более 500 км и уже затемно разбили лагерь прямо рядом с трассой. За ужином познакомились поближе. Оказалось, что в мотодальнобое практически все новички. Многие не отъезжали от дома более 100 км и ни разу не ездили в колонне. Тем приятнее было видеть, что у них неплохо получается. На следующий день от колонны отпали новосибирцы – типа, мы слишком медленно едем (в итоге встретились с ними уже в Чехии, причем мы приехали на день раньше).
Я тоже решил вырваться вперед, чтобы успеть пообщаться с друзьями в Бресте. И преодолеть внутренние сомнения в ненадежности «Явы», а для этого пообщаться с ней тет-а-тет. Не знаю, почему, но на архаичной технике возникает ощущение некоей незащищенности и, как следствие, открытости миру. Десятки раз я проезжал по этой дороге, но нечто подобное испытал лишь 10 лет назад, когда отправился на байк-фест в Бресте на «крысе» из старенькой «Хонды» 1978 года. Спасибо, «Ява»! Ты вновь подарила мне встречу с прошлым.
Главное отличие от привычных всем «Яв» – электростартер и раздельная система смазки. Последняя очень удобна: 1,5 л масла, залитого в бачок под сиденьем, хватает примерно на 1300 км. При отсутствии тахометра обороты давал по ощущениям, которые легкой вибрацией передавал мне мотоцикл. Необкатанному мотору не нравилась скорость свыше 90 км/ч, и я не настаивал. Расход 6 л на сотню, на мой взгляд, многоват: почти 1700-кубовый тяжелый «Харли» поедает столько же…
Вечером в Бресте мой друг Виталик «Кащей» спросил: «Ну и как впечатления?» «Забавный мотоцикл, – ответил я. – Не стоит ставить сверхзадач, и ездить можно». И все же сверхзадачи были поставлены! На следующий день предстояло пройти 700 км, учитывая границу и пересечение Варшавы. День обещал быть трудным. Так оно и вышло. Во Франкфурт-на-Одере мы прибыли в 6:30 утра, проведя в седлах почти 22 часа. И команда выдержала! Не растерявшись в забитой машинами Варшаве, не заснув на монотонном ночном автобане.
На границе нас встретил Стас, живущий в Германии – тоже поклонник «Явы» и участник пробега. Он проводил нас до кемпинга, где прямо на парковке отметили удачное завершение этого дня. «Осталось всего 450!» – обнадежил Павел. «Ну после сегодняшнего это как за хлебом сходить!» – с облегчением выдохнули участники пробега. Пять часов сна – и мы снова в дороге. Страхи, навеянные слухами о ненадежности «Явы», постепенно рассеивались. На остановках парни что-то подкручивали, подтягивали, но еще ни один мотоцикл не «осыпался», все в строю!
В Дрездене нас встречали местная пресса и еще один участник пробега – Саша (как и Стас, живущий в Германии). Пока суд да дело, начало темнеть. Оставшиеся 200 км до места дислокации – замка Конопиште под Прагой – мы ехали по ночному автобану. В предгорьях Татр заблудились из-за строительства новой автострады. Температура упала до +7 °С. Уже под Прагой на «Яве 250» пропала зарядка, но с толкача ее все-таки удалось оживить. Если мне, опытному и правильно экипированному, было трудно, то каково же остальным?!..
Проезжая через Прагу, остановились на Вацлавской площади, условной конечной точке пробега. Но дружного «Ура!» не получилось – за двое суток, проведенных в седле, с 5-часовым перерывом на сон, люди вымотались до крайности. Последний бросок, и в 4 часа ночи мы заселились в пансион под стенами замка. Я сидел на ночной веранде и, потягивая сливовицу, созерцал темные силуэты наших мотоциклов, припаркованных вдоль отеля. Как-то не верилось, что все получилось. Вспомнил цитату из «Алисы в стране чудес»:
– Ничего не поделаешь, – сказал Чеширский Кот. – Все мы здесь не в своем уме – и ты, и я. – Откуда вы знаете, что я не в своем уме? – спросила Алиса. – Конечно, не в своем! – ответил Кот. – Иначе как бы ты здесь оказалась?!..
Да, мы здесь! И мы сделали это! Чтобы ощутить эйфорию от преодоления себя и Пути, я лез в грязи и горы, наматывал тысячи километров по обледенелым зимним дорогам… А всего-то стоило прокатиться до Праги на архаичном мотоцикле! Утром те, кто нашел в себе силы, отправились в Прагу проводить в кругосветку заводского пилота на «Яве 350». Раньше я бы сказал: «На «Яве»? На дальняк?!..» Но мы-то здесь! К тому же на специально подготовленном мотоцикле, да с поддержкой завода… Почему бы и нет?
На следующий день мы отправились в Тынец-над-Сазавой на завод Jawa. При социализме это было настоящее градообразующее производство, выпускавшее более 100 000 мотоциклов в год. Сейчас все площади распроданы, а у завода осталось лишь одно здание, хоть и внушительное, 10-этажное. Нас встретили представители завода, показали весь современный модельный ряд, провели по цехам. Несмотря на слухи, завод жив! Конвейер движется, выпуская около 3000 мотоциклов в год. Вечером на банкете, устроенном в честь нас руководством завода, я спросил у исполнительного директора пана Грушки, каким он видит будущее «Явы». «Думаю, это путь Harley-Davidson, то есть смотреть в будущее с оглядкой на прошлое», – ответил он. Несколько одиозно, но в целом верно.
И тем не менее этой осенью завод собирается представить новую 1000-кубовую модель, которую мы так и не увидели (секретики фирмы!), а в разработке и 1200-ка, фотографии которой после очередного стаканчика «Бехеровки» пан Грушка показал на своем телефоне. Что-то спортивно-дорожное, с современным угловатым дизайном. «Почему такая?» – спросил я. «Основной продукт сейчас направлен на третий мир, а подвинуть китайцев мы можем только кубатурой». Тьфу!.. И тут я понял, что «Ява» сейчас повторяет путь «Урала» конца 90-х, когда ИМЗ пытался быть «в тренде», выпустив уродливый «Вояж», а потом «Волк» – неплохой, но уже не способный конкурировать с японским секонд-хендом, завалившим на тот момент рынок.
Видимо, чтобы прийти к истине, надо самому пройти тернистый путь, не оглядываясь на чужие ошибки. Хотя я бы оглянулся… А «Ява», на которой я ехал, – это прототип, созданный ТД «Ява Москва». Правлению завода реплика понравилась, и оно дало добро на выпуск юбилейной партии из 10 мотоциклов (6 из них уже нашли хозяев). Поставить их на конвейер завод пока не готов: слишком дорого обойдется переоборудование. Возможно, в будущем…
Неделя в Чехии пролетела на одном дыхании. Мы посетили несколько частных мотомузеев. В одном из них для нас завели легендарный мотоцикл – Jawa 500 OHC Twin. Двухцилиндровый четырехтактник выпускался с 1952 по 1958 годы и на экспорт не шел. Много интересных моделей задушил Советский Союз, ведь он был основным потребителем продукции завода (из 3,5 млн. мотоциклов 2,5 было отправлено в СССР), а советскому человеку ни к чему дорогой и мощный мотоцикл, да и расширять базу запчастей было неохота.
В свободное от общих выездов время каждый находил занятие по интересам – поодиночке или группами гуляли по парку и замку, пили пиво в местных кабачках, выезжали на экскурсии по Праге и окрестностям. А по вечерам собирались за общим столом и с удовольствием общались. Да, люди собрались разные. По полу, возрасту, интересам, социальному положению… Но эта разница не перерастала в антагонизм (кроме единичного случая в женской части коллектива). Возможно, на это повлияло общее увлечение – любовь к мотоциклам «Ява», возможно, совместно пережитые трудности. Но я думаю, главное – что в компании оказались Люди (с большой буквы), готовые поделиться своим внутренним миром и понимать и принимать миры окружающих.
Но время неумолимо. Команда отправилась обратно по знакомому пути – автобанами через Германию. И все же мне не хватало того, что американцы называют experience (опыт, переживание, впечатление), и я в одиночку рванул напрямик, через Татры и узкие польские дорожки с многочисленными населенными пунктами, с намерением встретиться с товарищами уже в Бресте. Только я, «Ява» и Дорога. Взял лишь самое необходимое. Никакого набора ключей, никаких запчастей. Но я уже поверил в надежность моего железного коня. Я знаю, что только настоящее Железо может дать столько позитивных эмоций, и именно на уровне эмоций с ним и надо общаться. Вера в него – основной залог успеха.
Еще никогда эта дорога не была такой долгой по времени и такой быстрой по ощущениям. Я наслаждался, пролетая по извилистым дорожкам сквозь маленькие чешские городки на «Яве». Иногда наступало безвременье, когда я не понимал, происходит ли все это в ХХI веке или в середине ХХ-го… Где-то за Вроцлавом потоком воздуха мне сорвало приоткрытый визор, и я уже совсем аутентично пил встречный ветер… вместе с пылью и мухами. После обкатки «Ява» бодро держала сотню, правда, расход вырос до 8 л. В горах ощутимо напрягалась на подъемах, приходилось переходить на третью, а порой и на вторую передачу. Но ретро-байк не для торопыг, его призвание – замедлять течение времени. Да и мы никуда не спешим. Просто едем, едем…
Мой варшавский друг Мартин, привыкший видеть меня на здоровенных навьюченных турерах, от смеха не мог открыть ворота. А в Бресте приятели специально приезжали посмотреть, не шучу ли я, что доехал до Чехии на «Яве». Тем не менее это была правда. Осилила «Ява» и последний прохват до Москвы, пройдя 1000 км за 16 ч. Сдюжили этот пробег и все остальные – как участники, так и их техника. За более чем 4000 км и 12 дней было поменяно 3 лампочки, 2 тросика, 1 замок зажигания и 1 генератор (на самой старой Jawa 250). Миф о ненадежности «Явы» был развеян, по крайней мере, для меня.
Итог
Вечерами я слушал, с каким упоением участники пробега рассказывают о своих мотоциклах, с каким интересом обсуждают технические моменты. Слушал и силился понять: за что же они любят эту старомодную, по сути технически устаревшую технику? И понял, что любовь к таким мотоциклам подобна любви к женщине. Любви настоящей, которая не требует объяснений или аргументов. По-настоящему любят не «за что», любят «потому что». Не бывает техники устаревшей, есть техника своего времени. А с помощью романтиков-энтузиастов она остается вне его.
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .
Guest
|
Отличная статейка, спасибо!
|
Guest
|
до сих пор езжу на старухе.Кто тебе сказал, что она не надежная,какая чушь!
|
Guest
|
статья ни о чём..вымученная...такое ощущение,что автора отправили на каторгу и заставили написать отчёт!!!
|
Guest
|
да, брат ты многое потерял когда не ездил на ЯВЕ в своё время,
при первой возможности куплю себе такую! |
Сергей
|
С написанным в статье полностью согласен. Сам являюсь обладателем 32-х летней ЯВЫ 634-6.
Отличная машинка! по надежности превосходит многие японские мотоциклы. На дальняки не катаюсь, очень жесткое седло, менять жаль - раритет. |