Кубанская кругосветка

15 апреля 2014

Что такое путешествие по-итальянски, мы узнали несколько месяцев назад вместе с Ducati Hyperstrada («МОТО» №8–2013). А если повторить его уже в наших реалиях? И не в одиночку, а в спарринге с наиболее близким по идеологии мотоциклом – с той же Honda Crossrunner, к примеру. 


Кубанская кругосветка

Выпуск:
Журнал «МОТО» – апрель 2014

Автор:
Роман АБАЛАКИН, фото Александра БАТЫРУ

Теги:
Тест / Ducati / Hyperstrada / Honda / Crossrunner /

Просмотры:
5547

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Да еще так, чтобы окружающий пейзаж хотя бы отдаленно напоминал Апеннинский полуостров с его петляющими вокруг холмов и гор дорогами, с простирающимися по склонам виноградниками, с дыханием теплого моря…

Заметано! Едем в Краснодарский край, а конкретно – вокруг Таманского полуострова. И специально осенью, когда основной поток отдыхающих, по обыкновению, съезжает на свои зимние квартиры, и наступает межсезонное затишье. 

Что ж… вещи упакованы, кофры застегнуты, все готовы – в путь! Город Краснодар наш старт отметил по-осеннему – моросящим дождем. Стоило ехать за полторы тысячи километров, чтобы опять очутиться под ним? Стоило. Хотя бы потому, что температура значительно выше московской. 

Выгружаем мотоциклы из редакционного «Транспортера» и прицепа и берем курс… нет, не к морю, сначала – на заправку. Но не успели мы отъехать от гостиницы и пяти километров, как «Хонда» встала. Коллега лишь недоуменно развел руками: «Кажется, бензин кончился». 

Мельком глянул в кокпит – все ясно. И без того бликующая с любого угла приборная панель, позаимствованная у родстера Hornet, из-за налипших дождевых капель ослепла окончательно, а с ней и индикатор уровня топлива. Если к этому прибавить отсутствие «резервной» лампочки, то с непривычки можно и «обсохнуть». Что, собственно, и произошло. 

Приборы «итальянки» на фоне японского конкурента выглядят заметно выигрышнее. Они и предельно наглядны, и обучены время от времени напоминать об уменьшении запасов бензина желтым светодиодом с соответствующей пиктограммой. К слову, из нашего дуэта именно «Гиперстраде» она нужна как никому. Но об этом позже. 

На бескрайнем стреловидном шоссе выходцу с полуострова в форме сапога муторно и некомфортно, зато на горной дороге он у себя дома.

А пока отконвоировали «Хонду» на заправку, где встретили группу на нескольких мотоциклах. – Парни, вы тоже едете на закрытие сезона в Геленджик? – Какое еще «закрытие»? Здесь же можно ездить до декабря, чтобы в январе открыть его снова! – Не, традиция такая. Ну, раз традиция… 

Впрочем, нам по пути: первая остановка запланирована как раз в Геленджике. Из японо-итальянского дуэта к процессу монотонного поглощения километров трассы М4 «Дон» лучше всего, похоже, приспособлен Honda Crossrunner. На прямом, словно стрела, шоссе он почти неотличим от старого знакомого спорт-туриста VFR800F. Оно и понятно: ради псевдовнедорожного стиля тому попросту сделали легкую пластическую операцию. 

«Промотардовская» эргономика Ducati больше заточена под активное маневрирование. В зеркалах видно не только локти, но и обстановку позади. Жаль, специальный сектор для регулировки на Hyperstrada съедает у них заметный кусок.

Отвлечешься – и вовсе готов поклясться, что едешь на «восьмисотом выфере», к которому зачем-то приделали несуразный скутерный руль. Потому и настроение соответствующее! Так и тянет открыть все четыре диффузора 90-градусной «вэшки» на полную, чтобы «четверка» запела своим фирменным голосом с хрипотцой. 

Хороша тяга! Особенно после 7000–8000 об/мин. Но не сумасшедшая. И только появится чистый участок дороги, только дощелкаешь до пятой передачи, как – бр-р-р… Когда на жидкокристаллической панели высвечивается 210 км/ч (что по факту лишь слегка превышает двести), срабатывает ограничитель – и разгон прекращается. Нечестно! Ведь запас-то еще есть… 

Рабочее место на Honda с сильно поджатыми ногами вкупе с высоким и узким рулем настраивает на более спокойный лад.

Ducati Hyperstrada ничто на строгом поводке не держит, и при должном упорстве он готов продемонстрировать на спидометре цифры свыше двухсот двадцати. Да и первую сотню «итальянец» разменивает на 0,3 с быстрее «японца». Нужно всего ничего – лишь тронуться с места, потому что «внизу» тяги немного, отчего приходится подгазовывать. Зато сразу после 3000 об/мин «гипер» выстреливает как из рогатки! 

Каждое переключение по-итальянски тугой коробки передач на пике момента «с семи до восьми» отзывается стремлением задрать повыше переднее колесо. Вместе с тем на «верхах» двигатель не «скисает» – можно крутить вплоть до отсечки на 10 300 об/мин. Еще не чума, но рядом. Однако от постоянной езды на максималке никакого удовольствия нет. И даже не присутствующие на седле, руле и подножках вибрации тому виной, а весьма скудная ветрозащита. 

Хотя приборная панель Ducati (слева) на дизайнерский шедевр не тянет, ее показания считываются
безошибочно. Инструментарий Honda страдает из-за сильно бликующего выгнутого стекла.

Установленное высокое туристическое стекло по всем правилам должно отсекать набегающий воздух, но из-за вертикальной мотардовской посадки моим 180 см спрятаться за ним получается с трудом – не расслабишься. Хочется поскорее добраться до гор, где «Дукати» непременно обязан отыграться. Поэтому лучше закусить удила, терпеть – и «валить» дальше! Да вот, как назло, нельзя и некуда… 

Тормозные механизмы Brembo, которыми оснащается «Дукати», ни разу не дали повода усомниться в их потенциале. Антиблокировочная система Bosch 9MP имеет два режима работы: относительно «свободный» Level 1, допускающий остановку «на ушах», и максимально безопасный Level 2. Можно и отключить ее совсем. А еще «антиблок» научен не скрадывать обратную связь на рычагах. Комбинированная система «Хонды» с суппортами Tokico сама по себе неплоха, но на фоне «итальянца» оказывается в проигрыше.

После Горячего Ключа хляби небесные разверзлись, и стало еле видно противотуманки резко сбавивших ход попуток, а дорога местами превратилась в бурлящую реку. При каждом шлепке колес по лужам руль «гуляет» у обоих кроссоверов, вне зависимости, предусмотрена страхующая электроника или нет. Природный форс-мажор заставляет всей душой проникнуться Ducati, на котором сразу в «базе» стоит регулируемый трекшн-контроль и продвинутая ABS Bosch 9MP. Причем работа систем настолько слажена, что мысль о переходе из полносильного режима Touring в абсолютно беззубый Urban пропадает, едва появившись. 

С другой стороны, чуть менее цифровой Crossrunner посреди ненастья ведет себя немногим хуже. Да, отсутствие «трекшена» вынуждает осторожничать при открытии газа, а низкочастотность установленной антиблокировочной системы тормозов и общее впечатление о работе недвусмысленно намекает на некоторую устарелость конструкции. Но в столь сложных условиях японскому кроссоверу оказывается по зубам поддерживать темп, заданный более современным «итальянцем». Во всяком случае, если и отстает, то несущественно. 

У фары Ducati Hyperstrada за ближний и дальний свет заведует одна секция, в то время как у Honda Crossrunner – две. Светят они одинаково неплохо.

В геленджикскую гостиницу приезжаем ближе к сумеркам. Селимся, снимаем кофры, осматриваем потери. Кроме слегка подмоченных вещей из-за протекающей застежки-молнии оригинальных чемоданов Ducati, на первый взгляд, никаких. А наутро, когда выглянувшее солнце согнало последнюю влагу с асфальта, после мойки мотоциклов по явно московским ценам решаем скататься до Прасковеевки. Потому что было бы странным побывать рядом с одной из захватывающих дорог края и проигнорировать ее.

Боковые кофры Ducati Hyperstrada не самые вместительные, но для путешествия их объема достаточно. Главное – они входят в стандартное оснащение «итальянца», тогда как любые багажные емкости для Honda Crossrunner нужно приобретать отдельно. Как, впрочем, и центральную подставку, высокое туристическое стекло, 12-вольтовую розетку и многое другое. Если дооснастить «японца» всеми возможными опциями, то разница в стоимости сократится до 50 000 руб., хотя ни трешн-контроля, ни проскальзывающего сцепления у него все равно не будет.

На трассе М4 сразу за Геленджиком сворачиваем в сторону Дивноморского, минуем поселок – и вот она запетляла серпантином. Минимум трафика, отличное покрытие, грамотные разметка и дренаж. Один вираж, второй, третий… Уже к четвертому в голове активируется режим «гонка», а рука сама идет во все тяжкие – и давай откручивать газ резче да агрессивней. 

Ну, умри все живое! Пускай «слиппер-клатч» на «итальянце» – это надежно, зато его отсутствие на «японце» – безумно азартно. Скидываешь перед очередным поворотом под непременное рявканье перегазовок передачу или две, а в ответ «выфер» недовольно мотает хвостом. Просто ему невдомек, что тебе именно этого и нужно. Подлавливаешь на очередной амплитуде и кидаешь в «шпильку». А дальше… 

Вот насколько «Кроссраннер» интересен за мгновение до смены направления, настолько же он пресен и безвкусен в наклоне, будто и нет у него ничего общего со спортивно-туристическим предком по имени VFR. Весь извивается, раскачивается на подвесках, проявляя склонность к повторным колебаниям. При этом передняя вилка из-за недостаточной жесткости на скручивание и вовсе живет какой-то своей, отдельной от всего мотоцикла жизнью. Того и гляди, соскочит с траектории. 

Дорожный просвет Ducati Hyperstrada невелик, но его плотная подвеска пробуждает драйверский азарт: так и тянет «открыться» сильнее.

Расхлябанность «Хонды» особенно заметна из седла «Дукати». Вроде и маршрут одинаков, и темп близок, а все равно шедший вторым «гипер» раз за разом упирается в хвост «кроссу». Эй, дружище из Страны восходящего солнца, поднажми или пропусти! Это на бескрайнем стреловидном шоссе выходцу с полуострова в форме сапога муторно и некомфортно, а на горной дороге он у себя дома. Все до последней клеточки подогнано так, что ты чувствуешь мотоцикл, как себя самого. 

Великолепная обратная связь «по рулю», идеальные тормоза и отлично выдрессированная подвеска. Иногда кажется, что за траекторию «Гиперстрада» держится хваткой бультерьера, которого опытный кинолог вымуштровал до абсолютного послушания. И чем выше скорость, тем стабильнее «держак». 

После пресно-унифицированного японского «Кроссраннера» в компании с «Дукати» ощущаешь себя прямо-таки на эмоциональном Эвересте. Совсем другое настроение! И как жаль, что невиданный для местных пейзажей и уложенный с соблюдением всех ГОСТов асфальт заканчивается всего через 22 км… 

Подвеска Honda Crossunner пробоев на утыканной ямами дороге не допускает, но возникающая со скоростью раскачка вынуждает сбрасывать ход.

На примыкающем к прасковеевской трассе повороте, ведущем в сторону благоустроенной чудесным образом территории, стоит сиротливая будка с охраной, возле которой переминается с ноги на ногу трудовой люд. Никаких вывесок и указателей. Мы было попытались проехать под шлагбаум (тем более что он был открыт), но наши намерения тут же пресек один из чоповцев, недвусмысленно давший понять, что дальше дороги нет. 

Минимум сноровки – и из Ducati получается отличный помощник на селе: и землю вспахать, и урожай собрать.

А что или кто там? «Ребят, поверьте, дальше вам ехать не стоит. А то начнутся проблемы…» Мы решили лишний раз не испытывать судьбу, по основной дороге добрались до морского побережья, а после вернулись обратно в Геленджик, чтобы на следующий день выдвинуться в Анапу. Но сперва наш путь пролегал через Новороссийск и его окрестности. 

Независимо от времени года главный российский город-порт на Черном море поражает масштабом своего промышленного кластера и сопутствующих ему артефактов: устойчивым запахом газа и гари от крупнейшего нефтеперевалочного комплекса, серой въедливой пылью от цементного завода, грязью от бесконечных строек. Плюс вечными пробками на главных магистралях. Нашим кроссоверам они, конечно же, нипочем. Хотя субъективно – преодолевать заторы на Ducati несколько проще, несмотря на более широкий руль и торчащие по сторонам кофры. 

Как ни грустно, но в музее «Военная горка» в Темрюке смотреть особо не на что. Состояние выставленной там техники, мягко говоря, печальное. Зато с высоты холма открывается фантастический вид на побережье Азовского моря.

А ведь всего в 20 км открывается совершенно иной мир. Поросшие лесом низкие горы, прочерченные у их подножья по невиданной линейке ряды виноградников и самое большое на Северном Кавказе пресноводное озеро Абрау, на берегу которого стоит знаменитый завод шампанских вин. Отмашешь еще 60 км по направлениям разной степени убитости – и попадешь в морской заказник Большой Утриш, куда в советские времена нас и на пушечный выстрел не подпустили бы. 

Маяки на косе Чушка, от которых зависит судоходство в Керченском проливе, поддерживаются в рабочем состоянии. Рядом с одним из них пока еще живут люди.

Это для широкой публики расквартированный там с 1984 года дельфинарий вел научно-исследовательскую работу в целях популяризации знаний о морских млекопитающих (по большей части дельфинов), а что было для ограниченного круга ушей (читай – военных) – сейчас и не узнать. Вспоминая, что чуть ли не любое предприятие Союза обязано было иметь «оборонную нагрузку», нетрудно представить, что, наряду с океанариумом ВМФ СССР в Севастополе, утришский питомник занимался отработкой дрессуры «двойного назначения»: и клад на дне морском найти, и вражеский корабль при необходимости потопить. 

Сегодня же место выглядит довольно мирно – такой «чисто российский» курорт, летом напоминающий ордами туристов киноленты про зомби-апокалипсис, а в межсезонье – выжженную до пепла местность после их нашествия. Но когда стоишь на берегу и вдыхаешь соленый морской воздух, как-то совсем не тянет на такие мысли… Куда лучше прохватить через бескрайние виноградники Таманского полуострова и заскочить в порт «Кавказ». 

На обоих кроссоверах имеется регулировка по преднатяжению пружины заднего амортизатора. Но у Ducati (слева) для этого не нужен специнструмент (с левой стороны есть удобный «барашек»). К тому же, можно выставить демпфирование отбоя.

Чтобы замерить расход топлива, на въезде в Анапу заправляем до краев «Дукати» и «Хонду», выкатываемся на М25 – и газу! Как только машины вышли на открытый простор, «японец» почуял воздух свободы и снова ожил. Будто и не на островах он был рожден, а на бескрайнем североамериканском континенте. Подвеска уверенно расправляетсяс любыми дорожными невзгодами, досаждая лишь небольшой качкой. Хорошо, что аппетит у него скромнее истинных «янки»: в среднем 7,4 л на сотню. 

С «итальянцем» сложнее. Питается он примерно в тех же объемах, но 16-литрового бака редко хватает на 200 км. А если «откручивать» на всю – и того меньше. В этот раз лампа резерва загорелась на подъездах к порту – всего-то через 136 км. Перед воротами на паром нас встретили две колоритные дамы: «Мальчики, покупаем страховочки. На или, как теперь говорят, в Украину без них никак». Спасибо, конечно. Но переправиться на крымский берег в наши планы не входило. В другой раз. А в этот – добраться до крайней точки Таманского полуострова на косе Чушка. Туда, где на входе в Керченский пролив стоит маяк. 

История отечественной нефтяной отрасли де-факто началась в феврале 1866 года, когда 
промысловая артель Ардалиона Новосильцева на землях в районе реки Кудако добурилась 
до месторождения углеводородов. Теперь на месте первой российской нефтяной 
скважины на окраине современного села Киевское Крымского района стоит 
памятник «Бабушка– вышка», возле которого «вечным огнем» догорает 
попутный газ.

Асфальт кончился ровно в тот момент, как мы покинули площадку у парома. Дальше к маяку мимо полузаброшенного поселка ведет песчаная грунтовка с периодическими вкраплениями щебня. Нам же это на руку: оценим внедорожные качества кроссоверов. Ориентируемся на Honda Crossrunner. Пробоев на утыканной ямами дороге его подвеска хоть и не допускает, но возникающая со скоростью раскачка грозит достать выпускными патрубками и катализатором до грунта – волей-неволей приходится сбрасывать ход. 

Дорожный просвет на Ducati Hyperstrada тоже невелик, но с ним ситуация диаметрально противоположная: более плотная подвеска пробуждает драйверский азарт – так и тянет дать коксу! Километров через семь добираемся до маяка. Казалось бы, от косы Чушка до побережья Крыма рукой подать. Но первым, кто высказал идею строительства моста через Керченский пролив, стал почему-то не какой-нибудь российско-советский деятель, а личный архитектор Гитлера, рейхсминистр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер, предложивший таким образом в начале 1943 года оптимизировать логистику оккупационных войск. 

За год перед отступлением немцы успели провести подготовительные работы, привезли металл для свай и пролетов… Но после Крымской операции советских войск 1944 года все досталось отечественным зодчим, которые, используя захваченные трофеи, всего за несколько месяцев возвели мост со 115 однотипными пролетами по 27,1 м, поворачивающимся на средней опоре 110-метровым пролетным строением, эстакадами у берегов и дамбой. 

Правда, простоял он ровно до февраля следующего года, когда северо-восточным ветром нагнало лед из Азовского моря, и тот разрушил 32 опоры. А всё из-за того, что при строительстве совсем позабыли про ледорезы. Разговоры о необходимости моста велись вплоть до последнего времени. И вроде сдвинулись с мертвой точки, а в январе этого года даже было подписано межправительственное российско-украинское соглашение, в результате которого появился очередной «олимпстрой». Только вот в Крыму начался новый виток «передела сфер влияния» с хитросплетением тупиковых ходов и подключением российского военного контингента… 

Впрочем, именно в тот момент нам было не до политики. Нас удивило какое-то невероятное количество мертвых птиц. У местных узнаем, что всему виной построенный в 2006 году химический перевалочный терминал, а если точнее – периодические утечки из него. Печально. В Краснодар возвращались через Темрюк, заскочив по пути в местный музей. Я всегда думал, что музей авиации в подмосковном Монино – это лепрозорий для гордых механических птиц, куда их бросают доживать остаток дней после многолетней безупречной службы. Потому что техника живет только в движении. 

Помните, как у Стругацких в повести «Понедельник начинается в субботу» ворковала старуха Наина Киевна: «Говорят, батюшка, машине вредно стоять. Говорят, ей ездить полезно»… Но увиденное в музее «Военная горка» близ Темрюка затмило всё. Кладбище. Место, где гниют скелеты величественных машин с заколоченными наспех глазницами кабин, с вырванными кусками и абы как трансплантированными чужеродными органами. 

Оболочки реактивных МиГов мирного времени, тушка милевского вертолета Ми-4, обезвреженная «Катюша» на шасси ЗИЛ-157, кучка останков послевоенной бронетехники и проржавевший насквозь паровоз… Во многие «экспонаты» и заглянуть нельзя: окна нарисованы поверх стальных листов или решеток. Зато с каждого из нас за осмотр взяли по 50 рублей… 

Но, ей-богу, оно того не стоило. Стоил вид, открывающийся с холма за спинами «технотрупов»: поля, изрезанные оросительными каналами, и сверкающее в закатном солнце Азовское море. Обратный путь к точке старта прошел без эксцессов. 

А что в итоге? Имеет ли смысл проецировать итальянский стиль путешествий на российскую почву? Да, да и еще раз да! Как говорится в одном интернет-меме, «ну, во-первых, это красиво». А во-вторых, и «Гиперстрада», и «Кроссраннер» достойны того, чтобы им показывали мир. Правда, будь наша поездка подальше от цивилизации и с более серьезным бездорожьем, нам бы пришлось семь раз подумать… 


Особое мнение

Михаил Кофман: Остается гадать, о чем думали инженеры и маркетологи Honda, проектируя, по их мнению, новый вид мотоцикла. Отнесенный в класс кроссоверов байк должен обладать хоть небольшим внедорожным потенциалом. Однако, он явно недолюбливает оффроуд. От спортивных же генов прародителя – VFR800F – осталась лишь V-образная «четверка», которую зажали в тесных рамках компромиссного шасси: заводной характер двигателя удается реализовать на прямиках, но в повороте желание «открыться» пропадает напрочь. Удел «Кроссраннера» – спокойные скутерные перемещения с прострелами на шоссе и кратковременными вылазками на грунт – к примеру, чтобы добраться до кемпинга.

«Гиперстрада» сбалансирована, предельно собрана и готова выполнять любые твои команды. Она с радостью задирает переднее колесо в воздух, прогнозируемо и четко прописывает траекторию поворота, но откровенно скучает в длительных пробегах. Она итальянка: горячая, страстная, но ненавидящая однообразие. Поэтому и пилот ей нужен подходящий: предпочитающий небольшие извилистые путешествия тысячекилометровым автострадным марш-броскам. Навыки общения с бездорожьем, по сравнению с оппонентом, у нее чуть более развиты, но ровно настолько, чтобы безболезненно для себя и пилота форсировать разглаженный грейдером сельский тракт – не более того.


Итог 

Как оно часто и бывает, показавшиеся поначалу крайне близкими два туристических кроссовера в действительности имеют мало общего. Honda Crossrunner даже не старается скрыть, что соткан из компромиссов и заимствований. В нем практически невозможно выделить какие-то яркие черты. Однако надо отдать ему должное: свои обязанности выполняет исправно. Ducati Hyperstrada тоже далеко не безгрешен. Но за бодрый мотор, энергоемкие подвески и азартную управляемость ему можно простить многое. В том числе и некоторый дискомфорт при движении на высоких скоростях. 

Техника на тест предоставлена компаниями «Русмотоимпорт» и «Хонда Мотор Рус». 
Экипировка REV’IT! предоставлена магазином «ПРО Мото», шлем Suomy – компанией «Русмотоимпорт». 
Замеры на диностенде проведены в техническом центре AES-Moto.


Фото к статье Кубанская кругосветка

  • kubann-1.jpg
  • kubann-2.jpg
  • kubann-3.jpg
  • kubann-4.jpg
  • kubann-5.jpg
  • kubann-6.jpg
  • kubann-7.jpg
  • kubann-8.jpg
  • kubann-9.jpg
  • kubann-10.jpg
  • kubann-11.jpg
  • kubann-12.jpg
  • kubann-13.jpg
  • kubann-14.jpg
  • kubann-15.jpg
  • kubann-16.jpg
  • kubann-17.jpg
  • kubann-18.jpg
  • kubann-19.jpg
  • kubann-20.jpg
  • kubann-21.jpg
  • kubann-22.jpg
  • kubann-23.jpg
  • kubann-24.jpg
  • kubann-25.jpg

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх