Про цепи кругом

23 октября 2019

В начале ХХ века прогрессу мотоциклов помешало отсутствие надёжной системы передачи крутящего момента от двигателя на заднее колесо. Использовавшийся в то время кожаный ремень не справлялся: растягивался, рвался, пробуксовывал в дождь. Тогда для этих целей стали применять стальные роликовые цепи. Сегодня на рынке великое множество мотоциклетных цепей всевозможных типоразмеров. Давайте разберёмся, чем они отличаются и какая из них подойдёт именно вам.


Про цепи кругом

Выпуск:
Журнал «МОТО» - сентябрь 2019

Автор:
Денис DEAN ПАНФЁРОВ, фото производителей и из архива редакции

Теги:
Цепи / Цепь /

Просмотры:
9075

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Сперва немного истории: плоская однорядная цепь существует в том виде, как мы к ней привыкли, почти двести лет. Официально годом изобретения считается 1829, а автором французский гравёр и ювелир Андре Галль. Но историки уверены, что по­добные конструкции были известны ещё древним римлянам, а в рукописях Леонардо да Винчи есть достаточно подробная схема роликовой цепи. Исключительно из чувства патриотизма хотелось бы заметить, что цепная передача использовалась и в паровой машине Ивана Ивановича Ползунова, за 65 лет до Галля. Так что определённости в этом вопросе пока нет, но в англоязычной литературе пластинчатые цепи, привычного нам вида, принято называть цепями Галля (Galle chain).

ČZ (Чехия) производит цепи с 1929 года. Импортёр в России – «МотодаРT» (www.motodart.ru).
Роликовая цепь Галля состоит из внутреннего узкого звена (две щёчки внутренних пластин и приклёпанный цилиндр втулки между ними, на который надет ролик) и широкого внешнего зве­на (две щёчки наружных пластин и приклёпанная ось, которую называют также пином, или валиком, проходящая через цилин­дры внутренних звеньев). Поверх втулки надет цилиндр ролика, который снижает потери на трение между цепью и зубьями ше­стерён. Естественно, что число звеньев у цепи может быть только чётным, иначе она не соберётся в бесконечный круг.

D.I.D (Япония) производит цепи с 1933 года. Импортёр в России – Bikeland (www.bikeland.ru).
Размеры цепей сформировались тоже давно. Тут принят международный стандарт, и все цепи, маркированные одной цифрой, будут иметь одинаковые длину и ширину звена. Из­-за англо-­американского происхождения эти размеры дюймовые, и красиво в миллиметрах не выглядят, к сожалению. Видно, что у цепей 415­420­428 одинаковая длина звена (шаг), отличаются они только шириной. Та же картина с цепями 520­525­530 (50). То есть при полном отсутствии нужной цепи в магазине можно поставить, к примеру, 530 вместо положенной 525, по шагу они совпадут, будет просто немного люфтить по ширине. Нехорошо, но до дома дотянуть получится.

EK (Япония) производит цепи с 1941 года. Импортёр в России – «Мистер Мото» (www.mr-moto.ru).
В обычной цепи без сальников пин во втулке просто сколь­зит, поэтому узел требует регулярной смазки. До сих пор можно услышать рассказы, как цепи мотоциклов варили в машинном масле и как они после этого долго, тихо и мягко работали. Ну да, приходилось. Не варить, так хотя бы кисточкой из баночки масло регулярно наносить, а потом тряпкой лишнее протирать. Но длилось это до середины ХХ века, когда в японской ком­пании EK изобрели цепи с сальниками. Но и сейчас цепи без сальников применяются на внедорожной, спортивной и мало­кубатурной технике.

RK (Япония) производит цепи с 1947 года. Импортёр в России – 4-Moto (www.4-moto.ru).
Что такое цепи O­Ring? Между наружной и внутренней пластинами положили резиновое колечко, а внутрь каждого сочленения на заводе вставлена пин­втулка и густо забита смазка. Колечко не даёт этой смазке выйти наружу, узел всегда остаётся смазанным. Владельцу надо лишь заботиться о том, чтобы цепь оставалась более-­менее чистой (песок привод к износу сальников) и сами колечки не рассыхались и не трес­кались. Именно для этого на цепь сейчас наносят смазку. На самом деле, главное её предназначение вовсе не смазывать саму цепь, а всего лишь поддерживать сальники в работоспо­собном состоянии. Цепи с сальниками дольше живут и требуют меньше ухода.

JT (Тайланд) крупнейший производитель звёздочек стал производить цепи не так давно. Импортёр в России – Bikeland (www.bikeland.ru).

Следующим витком прогресса стало усложнение формы сальников. Если у вас просто кольцо, то к щёчке оно будет прилегать только одной полоской, к тому же с плавными за­ходами на металл, не дающими той степени герметичности, которой бы хотелось. В сечении самого колечка получается обычный круг, или буква О. Поэтому такие цепи и называют О­Ring. Но ведь сальник можно сделать любой формы, это просто штампованная деталь из резины. Так от О в сечении пришли к Х, W и Ж, которые дают не 1 полоску соприкосно­вения, а две, либо три, и есть чётко выраженная кромка саль­ника, хорошо удерживающая смазку внутри. Такие цепи назы­вают X­Ring. Они обладают большим сроком службы, но тради­ционно стоят дороже.

Regina (Италия) производит цепи с 1919 года. Импортёр в России – «АМК-Центр» (www.amk-center.ru).
Какие ещё хитрости появились в конструкции цепей? Так как борьба идёт за каждый грамм веса, то много интерес­ных изменений было внесено и в форму самих щёчек звеньев: из простого прямоугольника со скруглёнными углами они трансформировались в подобие гантели с зауженной середи­ной и совершенно круглыми концами, некоторые производи­тели делают их не плоскими, вырубая из листа, а штампован­ными с краями более тонкими, чем середина. Втулки и ролики не сворачивают из листа, а нарезают из безшовной трубки, пин клепают в 4 точках с каждой стороны, а не в двух. Пин может быть не чётко цилиндрическим, а с небольшими выемками для запаса смазки. Короче, у каждого производителя есть свои хитрости.

Tsubaki (Япония) производит цепи с 1923 года. Импортёр в России – «Мото Ангар Про» (www.moto.angar-pro.ru).

Мы подобрали цепи семи известных на нашем рынке брен­дов и свели их в одну таблицу, рассортировав по типу сальни­ков и предназначению. Как видно, главная характеристика цепи (статическая прочность на разрыв) у разных производителей в одной и той же нише получилась примерно одинаковой, и какой­ то двукратной разницы нет. Это говорит о том, что голословные утверждения, типа «D.I.D – это круто, а Regina – отстой», являются лишь показателем некомпетентности гово­рящего. Он сравнил цепи разных типов, а результат сравнения экстраполировал на бренд в целом.



Замок под расклёпку. После сборки он фиксируется на цепи с помощью специального инструмента. Узел становится необслуживаемым и неразборным.
Замок с защёлкой. После сборки он фиксируется клипсой-защёлкой. Её надо ставить разрезом против направления вращения цепи. Не подходит для мощных и быстрых мотоциклов. Узел остаётся разборным, цепь можно снять для очистки и смазки.
 

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх

мотошкола