Трижды R: анатомия Honda CBR1000RR-R Fireblade

24 февраля 2020

В нише спортбайков от «Хонды» давно никто ничего не ждал. После того, как отца линейки Fireblade Тадао Баба торжественно проводили на пенсию (то есть после завершения его работы над поколением SC50), за большими «сибирами» закрепилась слава добротных и комфортных, но абсолютно бесхарактерных мотоциклов. Нужно было что‑то менять. Причём срочно! И лёгкий намёк на то, что нас ждёт нечто из ряда вон, прозвучал незадолго до официальной премьеры. Прошлым летом.


Трижды R: анатомия Honda CBR1000RR-R Fireblade

Выпуск:
Журнал «МОТО» - январь 2020

Автор:
Роман АБАЛАКИН, фото Honda

Теги:
Honda / CBR1000RR-R Fireblade / Спортбайк / Журнал МОТО /

Просмотры:
2179

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Honda CBR1000RR-R Fireblade
2020 / 999,9 см³ / 217,5 л.с. / 201 кг

Honda CBR1000RR-R Fireblade SP
2020 / 999,9 см³ / 217,5 л.с. / 201 кг

Представьте. Вы гран-прийный гонщик, чья карьера медленно, но уверенно катится в тартарары. Более того, вам приходится покинуть «высшее общество» MotoGP и перейти в более приземлённую серию World Superbike. Но судьба благосклонна — и вас с распростёртыми объятиями принимает команда первой величины, которая с первых же гонок помогает не просто проявить себя, но и возглавить турнирные чарты. И не беда, что вторая половина сезона скомкана, причём преимущественно по вашей вине. Ведь потенциал у «боевой» машины — ого-го! Но вместо продления контракта вы делаете нечто немыслимое: сжигаете все мосты и уходите, как всем кажется, в никуда... Даже хуже — в безнадёжно отстающую «Хонду».

Да, речь идёт об испанце Альваро Баутисте. И теперь мы уже знаем, чем японцы пленили его разум — новым CBR1000RR-R Fireblade авторства Юдзуру Ишикава. «Забудьте обо всём, что вы знали про Fireblade прежде», — пытается кричать в нём каждая деталь. Ведь ничего общего с прошлой генерацией в хондовском «спортлитре» почти не осталось. Отчего «Файер» отныне просит называть себя не просто RR, а трижды R.


ДВИГАТЕЛЬ. Японцы утверждают, что рядную «четвёрку» объёмом 999,9 см³ они разработали с чистого листа. Поверить в это нетрудно, потому что отныне мотор Fireblade отличается очень короткоходной геометрией, позаимствованной у гражданской реплики гран-прийного прототипа RC213V-S: цилиндры имеют диаметр аж 81,0 мм при ходе поршня 48,5 мм (сравните с прежними 76,0×55,1 мм). Степень сжатия — привычные для класса 13,0:1. Клапана (впускной — 32,5 мм, выпускной — 28,5 мм) нынче приводятся рокерами (как у BMW S 1000 RR), что позволило снизить массу возвратно-поступательно движущихся частей на 75%. На рабочие поверхности кулачков распредвала нанесено алмазное антифрикционное покрытие DLC (Diamond-Like Carbon), за счёт чего потери на трение уменьшились на 35%. При этом высокооборотный характер потребовал не только применения укороченной цепи ГРМ, момент от коленвала на которую передаётся через промежуточную шестерню, но и установки титановых шатунов и облегчённых кованых поршней, а также серьёзной модификации системы охлаждения. Если прибавить ко всему прочему блок электронно-управляемых дросселей Ø 52 мм и разработанный совместно с Akrapovič титановый выпуск, то становится понятно, как от «литрового» мотора RR-R удалось добиться 217,5 л.с. (+25,5 л.с.) при 14 500 об/мин и 113 Н·м (-1 Н·м) при 12 500 об/мин.

ТОРМОЗА. В соответствии со статусом, базовый Fireblade довольствуется 4-поршневыми радиальными Nissin, тогда как версия SP оснащается передовыми «моноблоками» Brembo Stylema. Диаметр дисков вновь разросся до 330 мм (такими они были на версиях SC44 и SC50 2000–2003 годов выпуска). Антиблокировочная система имеет две степени контроля, которые можно выставить по своему усмотрению: «боевая» предустановка Track подразумевает наименьшее вмешательство и позднее срабатывание, а «гражданский» Sport традиционно боится даже намёка на внештатную ситуацию. Впрочем, в поворотах ABS подстрахует в любом случае. Задняя скоба Brembo идентична той, которой оснащался серийный RC213V-S.
Начнём с того, что четырёхцилиндровый двигатель объёмом 999,9 см³ выделяется очень короткоходной геометрией, позаимствованной у гражданской версии гран-прийного прототипа RCV213V-S (цилиндры имеют диаметр аж 81,0 мм при ходе поршня 48,5 мм), а также головками с приводом клапанов через миниатюрные рокеры, чтобы легче «жилось» на «верхах». Едва ли не каждая деталь «рядника» затачивалась на то, чтобы уменьшить потери на инерцию и трение: на поверхности кулачков распредвалов нанесено алмазное антифрикционное покрытие DLC, цепь ГРМ стала тоньше вдвое и заметно короче, а внутренности обогатились титановыми шатунами и облегчёнными коваными поршнями. Так что «крутильный» мотор нового RR-R выдает едва ли не рекордные в классе 217,5 сил при 14 500 об / мин (это на 1000 об / мин выше, чем у Kawasaki ZX-10RR или Yamaha YZF-R1) и при этом — что важно для защитников планеты — полностью соответствует эконормам «Евро-5».

ПРИБОРЫ. Цветной TFT-панелью сейчас никого не удивишь, как и несколькими вариантами «обоев». Honda готова предложить сразу три темы оформления с разным дизайном тахометра: классическим круглым, трековым дугообразным и упрощённым прямолинейны.
По сравнению с прошлым поколением, ось вращения коленчатого вала смещена относительно оси переднего колеса на 33 мм назад и на 16 мм вверх, что следом потянуло за собой и центр тяжести. В теории эта мера должна уменьшить угол наклона при сравнимых скоростях и добавить лёгкости при перекладках. Но как получится на практике — пока сказать трудно. Тем более что шасси заметно «затупилось»: угол наклона вилки спортбайка увеличился до 24°, вынос — до 102 мм, колёсная база растянулась до 1455 мм, а угол поворота вилки из-за пропущенного сквозь рулевую колонку воздуховода сократился до 25° в каждую сторону.

ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ. По сравнению с прошлым поколением, ось вращения коленчатого вала смеще-на относительно оси переднего колеса на 33 мм назад и на 16 мм вверх, что следом потянуло за собой и центр тяжести. В теории эта мера должна уменьшить угол наклона при сравнимых скоростях и добавить лёгкости при перекладках.
ВОЗДУХОЗАБОРНИК. Огромная «ноздря» по центру обтекателя нужна, чтобы впрессовывать как можно больше воздуха в короб воздушного фильтра, а оттуда — в мотор. Поэтому поток пропущен сквозь рулевую колонку и дополнительно закручен для минимизации вли-яния на ось траверс, в результате чего вилка теперь поворачивается лишь на 25° в каждую сторону. Да и места для традиционного замка зажигания попросту не осталось, а взамен него появилась система бесключевого доступа. Так что теперь всякий раз придётся думать над тем, куда девать ключ-метку. В гоночных комбинезонах карманов попросту нет.

В пресс-релизе всячески подчёркивается, что Марк Маркес (а на фото именно он) новинку одобрил. Остаётся надеяться, что ездить на Fireblade будет по силам не только ему.
ПОДВЕСКИ. Одна версия от другой отличается, в первую очередь, подвесками. Если «просто» Fireblade положены 43-миллиметровая вилка Showa BPF и моноамортизатор Showa BFRC-L с системой выравнивания давления под и над поршнем при его перемещении, то «эспэшке» — полуактивная подвеска Öhlins второго поколения в виде «газовой» вил-ки NPX Smart-EC и моноамортизатора TTX36 Smart-EC. Со слов хондовцев, длина перьев вилок подросла, но конкретных цифр они не приводят.
ВИНГЛЕТЫ. Антикрылья, крылышки, спойлеры, винглеты — зовите их как хотите. Однако от этого никуда не деться: весь мотомир буквально помешался на аэродинамике! Как утверждает Honda, она позаимствовала конструкцию винглетов у гран-прийного прототипа RC213V сезона 2018 года, а главное их достоинство — уменьшение склонности к вили при ускорении и повышение стабильности на торможении и входе в поворот. А вот насколько они будут полезны «простым смертным», покажет только практика.

Однако, со слов проект-менеджера Юдзуру Ишикава, грустить по этому поводу точно не придётся. Хотя бы потому что хондовские инженеры специально поработали над характеристиками шасси по жёсткости на кручение и изгиб, а также над тонкими настройками бортовой электроники, чтобы для укрощения 217,5-сильного мотоцикла снаряжённой массой 201 кг не требовалось навыков Марка Маркеса. Да и подвески подобраны в масть: стандарт-ному Fireblade положены 43 -миллиметровая вилка Showa BPF и моноамортизатор Showa BFRC-L с системой выравнивания давления под и над поршнем при его перемещении, тогда как «эспэшке» — полуактивная подвеска Öhlins второго поколения в виде «газовой» вилки NPX Smart-EC и моноамортизатора TTX36 Smart-EC. Передние тормоза — либо 4-поршневые радиальные Nissin, либо передовые «моноблоки» Brembo Stylema, соответственно, которые вгрызаются в диски увеличенного до 330 мм диаметра (к слову, такого размера они были на версиях SC44 и SC50 2000–2003 годов выпуска). Антиблокировочная система, как и положено, работает в поворотах и впервые на «Хонде» имеет две степени контроля.
РАМА. Алюминиевая рама изготовлена из четырёх отливок и штампованных деталей, толщина стенок которых равна 2 мм. Японцы ничего не говорят про массу, но утверждают, что специально поработали над характеристиками узла по жёсткости на кручение и изгиб (например, параметры жёсткости на изгиб в вертикальной плоскости усилили на 18%, а в горизонтальной, наоборот, смягчили на 11%), чтобы монолитность на прямых сочеталась с податливостью в глубоких наклонах, где подвески уже фактически не работают. Ну а чтобы добиться стабильности на высоких скоростях, инженеры Honda вынужденно увеличили угол наклона вилки и трейл до 24° (+0,7°) и 102 мм (+6 мм) соответственно. Если принять во внимание ещё и 622,7 мм (+30,5 мм) длины маятника, вполне закономерно, что база растянулась до 1455 мм (+50 мм).

МАЯТНИК. Сваренный из 18 алюминиевых штамповок маятник длиннее прежнего на 30,5 мм, но при этом весит ровно столько же. Узел намеренно сделан податливее по горизонтали на 15% — так лучше сцепление с дорогой и обратная связь в глубоком наклоне.
Уже не терпится проверить всё в деле? Тогда имеет смысл поторопиться с внесением предоплаты: квота на Россию в 2020 году — всего 10 мотоциклов.

Материалы по теме:

07.04.2020

1. Обзор экипировки: Мне бы в лето

07.04.2020

2. Тест Ducati Panigale V4 S: Меньше — лучше

07.04.2020

3. Всерьёз и надолго: все нейкеды с двигателями 500–700 см3

06.04.2020

4. Смотрите видео путешествия на «остров» Барсакельмес на канале "МОТО" (+видео)

05.04.2020

5. Красавчик года: Honda CBR1000RR-R Fireblade получил премию за лучший дизайн

04.04.2020

6. Дух «Африки»: Honda выпустит новый круизер и ретробайк?

03.04.2020

7. Смотрите видео с теста Honda CRF1100L Africa Twin Adventure Sports 2020 года на канале "МОТО"

02.04.2020

8. Гаражный мастер показал спортбайк KTM, который стоило бы выпустить (+видео)

01.04.2020

9. Читайте в новом номере «Мото»: Тест Voge 300R

31.03.2020

10. Неоклассика: Honda представила концептуальный байк CB-F

30.03.2020

11. Читайте в новом номере «Мото»: Тест пикапа JAC T6

28.03.2020

12. Читайте в новом номере «Мото»: Тест новых шин Metzeler Sportec M9RR

28.03.2020

13. Точно в десятку: выбираем подержанный Yamaha MT-10

27.03.2020

14. Читайте в новом номере «Мото»: Тест BMW F900R и F900XR

26.03.2020

15. От редакции: жизнь в изменившихся условиях

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх

мотошкола