Омологационные мотомонстры: одним колесом в гонках

28 ноября 2016

Технический регламент шоссейно-кольцевых соревнований подарил поклонником не только будоражащие воображение и леденящие душу схватки с непредсказуемым финалом, но и мотоциклы как у тех быстрых парней, что носятся по трекам. Правда, с одной маленькой оговоркой: приобрести подобный аппарат сможет отнюдь не бедный адепт, успевший сделать предзаказ и растолкать локтями остальных желающих.


Теги:
Honda / Honda VFR / Yamaha / Suzuki / Suzuki GSX-R / Kawasaki / Спортбайк /

Просмотры:
7741

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Первенство WSBK (Superbike World Championship), сформированное к 1988 году, сразу же поставило мотопроизводителей перед фактом: хотите выставлять свои двухколесные машины — будьте добры, сначала постройте партию для дорог общего пользования, гарантирующую что на старт выйдет по сути серийный аппарат, а не прототип. Именно аналогичная инициатива, но в автомобильных дисциплинах некогда лишила рассудка тех, кто бредил техникой из заокеанских чемпионатов SCCA Trans Am и NASCAR Sprint Cup Series, а позже монстрами раллийной группы B. Лимитированные homologation specials покидали сборочные цеха уже в статусе коллекционных машин, а сейчас их аукционная стоимость способна шокировать обладателя новенького суперкара. К слову, впечатляющий ценник — это то, что нередко объединяло специальные версии из двух миров. Объемы выпуска лимитированных спортбайков напрямую были увязаны с масштабами производства компаний. Если в год из цехов выезжало свыше 100 000 единиц мототехники, строилась минимум тысяча экземпляров трековых воинов. Годовой тираж в 50 000-100 000 штук позволял ограничиться 500 мотоциклам, а карликовым фирмам дозволялось «отстреляться» 200 штуками.



Одним из резонансных омологационных проектов, рожденных под нажимом правил WSBK, стал спортбайк Honda VFR750R RC30 1988 года. Регламент позволял выкатывать на стартовую решетку мотоциклы с литровыми «твинами» и 750-кубовыми «четверками». Honda по совершенно очевидным причинам выбрала второе, ибо у нее уже имелся агрегат данного типа, который, тем не менее, пришлось основательно модифицировать. V-образная «четверка» развивала 112 л.с. при 11 500 об/мин и 72 Нм при 10 500 об/мин.


RC30 в наши дни смотрится архаично, массивно и грубовато, но не растерял своего шарма. Обратите внимание на консольное крепление заднего колеса.



Техническая уникальность и позиционирование предопределило астрономический ценник. На момент появления RC30 в Великобритании он стоил порядка 8500 фунтов — едва ли не вдвое больше, чем другие 750-кубовые мотоциклы тех лет.


С омологационным «выфером» компания добилась успеха — в 1988 и 1989 году чемпионом серии WSBK становился американец Фред Меркел, выступавший на этой модели.


Потрясающе красивый аппарат, не правда ли? Перед вами Honda RVF750 RC45 — наследница победоносной RC30, появившаяся в 1994 году и напоминающая предшественницу, но притягивающая взгляды более мягкими очертаниями обтекателя и хвоста.


Следуя инженерной тропой VFR750R, мотоцикл перенял у него тип двигателя — V-образная «четверка» объемом 749 «кубиков» чуть улучшила мощностные и тяговые показатели по сравнению с 748-кубовым мотором предшественника, выдавая 119 л.с. и 75 Нм.


Японский спортбайк лишь единожды, по итогам сезона 1997 года стал оружием возмездия Honda в WSBK, прервав серию оглушительных побед великого Карла Фогерти, выступавшего на Ducati.


В отличие от своих земляков марка Yamaha не стала золотым призером чемпионата, хотя ее оружие — спортбайк FZR750R с внутризаводской маркировкой OW-01 — было весьма грозным. Сейчас двухколесная «пушка» может показаться нелепой и кургузой, но не дайте зрению обмануть вас: это злобная, высокооборотная бестия с выпученными от собственных амбиций «глазами». Истории известны случаи, когда журналисты авторитетных западных изданий радовались возможности прокатиться на немолодом снаряде словно дети. Одно слово — легенда!


Ценник на RC30 мог показаться непомерным, но лишь до тех пор, пока желающий не справлялся о стоимости OW-01. На территории Соединенного королевства за него просили свыше 13 000 фунтов! Для сравнения, прайс Yamaha FZR1000R не дотягивал и до 6000 фунтов.


Путать FZR750RR с «обычным» FZR750R – сущее преступление. К примеру, у омологационного байка другая, более жесткая рама. Двигатель — с 20-клапанной головкой блока цилиндров и в сущности того же объема, что и у стандартной «эрки», но более короткоходный, развивающий 121 л.с. при 12 000 об/мин и 70 Нм при 9000 об/мин. Агрегат установлен под углом 40 градусов против 45 градусов у массовой Yamaha. Интересной особенностью мотоцикла стала выхлопная система с мощностным клапаном EXUP, призванным компенсировать нехватку тяги в диапазоне средних оборотов.


Еще одним уникумом от Yamaha стал мотоцикл с внутризаводской маркировкой OW-02, в миру YZF-R7, который был выпущен в 1999 году в количестве полсотни экземпляров. Как минимум несколько экземпляров осели в России.


Характерная цветографическая схема вызывала стойкие ассоциации с «шестисоткой» YZF-R6 и «литром» YZF-R1, которые появились практически одновременно с R7. Удивительно, но грозному R1 приходилось смотреть на младшего «брата» с уважением — к примеру, рама последнего была вдвое жестче на кручение.


Двигатель YZF-R7 – 749-кубовая инжекторная рядная «четверка», развивающая 106 «лошадей» при 11 000 об/мин и 72 Нм при 9000 об/мин. Передняя и задняя подвеска Ohlins с регулировкой сжатия и отбоя. Сухая масса байка — 176 кг, причем истории известны поистине уникальные случаи, когда мотоцикл «худел» еще на несколько десятков килограммов в частности благодаря применению облегченных компонентов цилиндро-поршневой группы и других ноу-хау.


Требования омологации WSBK далеко не всегда стимулировали мотопроизводителей выпускать во всех смыслах особенные аппараты. Контрпример — Yamaha YZF750SP, базирующаяся на спортбайке YZF750R и созданная «малой кровью».


Одним из ключевым отличием версии SP от стандартной модификации R стали новшества в подвеске, другие распредвалы, коробка передач со сближенными передаточными числами и снаряженная масса, сниженная с 223 до 215 кг. Интересный факт: в то время как на стандартной YZF750R применялись традиционные карбюраторы постоянного разрежения (CV), исполнение SP комплектовалось плоскодроссельными карбами с шиберными заслонками.


Имола, 2002 год. Острейшая дуэль между Колином Эдвардсом и Троем Бэйлиссом вошла в историю мотоспорта как одно из самых зрелищных сражений. Та финальная гонка, равно как и весь чемпионат, осталась за американским гонщиком, который сумел нарушить доминирование Ducati благодаря впечатляющему неординарному байку. Имя его — Honda VTR1000.


Литровая «ватрушка» SP-1 стала прямым ответом на мотоциклы Ducati с двухцилиндровыми двигателями, чье превосходство над оппонентами было сродни безудержной ярости хищников. Байк «особого назначения» был вооружен литровым инжекторным мотором V-Twin с системой динамического наддува, выдавал 136 л.с. при 9500 об/мин и 105 Нм при 8000 об/мин.


В 2002 году хондовцы представили эволюционировавший VTR1000 с маркировкой SP-2. Разработчики модернизировали двигатель (в частности, ревизии подверглась система питания), пересмотрели заднюю подвеску и внесли другие изменения в конструкцию. Нововведения явно пошли аппарату на пользу, ибо в том же году Колин Эдвардс вернул себе чемпионский титул.


В Европе хондовский спортбайк назывался VTR1000. А когда дело дошло до заокеанского рынка маркетологов, очевидно, охватила ностальгия по RVF750. Так они решили немного пожонглировать буквами, получив в итоге имя RVT 1000R. На изображении как раз исполнение для Штатов.


Пример создания омологационной спецверсии путем усовершенствования массового спортбайка в свое время продемонстрировала Kawasaki. Модификация ZX-7RR являла собой развитие стандартной «семерки».



Глазастое 748-кубовое чудище отличалось от базового мотоцикла точечными, но меткими ревизиями, например модифицированной системой питания и подвеской с расширенными возможностями настроек.


Спецверсия Suzuki GSX-R750RR 1989 года, выпущенная тиражом в 500 экземпляров. Омологационный «джиксер» был чуть легче стандартного байка (сухая масса 187 кг против 195 кг) в том числе благодаря алюминиевому топливному баку.


В разрезе дискуссии о свежайших homologation specials, особого упоминания заслуживает Honda CBR1000RR Fireblade SP2 на базе модели новой генерации «фаера», который представили на недавней мотовыставке в Кельне.


SP2 базируется на продвинутой гражданской модификации SP, обладая невидимыми глазу, но довольно интересными метаморфозами. «Эспэшка» укомплектована более продвинутой электроникой и в частности может похвастаться системой вилли-контроля, а также электронноуправляемой подвеской Ohlins. Ее масса на 15 кг ниже, а энерговооруженность на 14% лучше.


Что еще есть за душой SP2? К примеру, модифицированная головка блока цилиндров с клапанами увеличенного диаметра, кованые колесные диски Marchesini и возможность установки пакетов мотоспортивных опций от HRC.


К сезону WSBK 2017 года свое убойное оружие представила Kawasaki – омологационный спортбайк ZX-10RR не только чертовски красив, но и, судя по всему, чрезвычайно эффективен.


Отличия от обычной «эрки» заключаются в модифицированной под установку клапанов увеличенного размера головкой блока цилиндров, кулачки распредвалов имеют алмазоподобное покрытие для снижения потерь на трение, плюс кованые колесные диски Marchesini и усовершенствованный квик-шифтер.


Всего японская компания выпустит полсотни таких снарядов.

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх