Восхождение на олимп

14 ноября 2014

Организаторы называют Sea to Sky гонкой, приносящей наибольшее удовольствие. Русские эндуристы, решив проверить, в чем же заключается это самое удовольствие, отправились в турецкий Кемер, где три сентябрьских дня им предстояло рыть колесами пляжный песок, ломать ветки в окрестном лесу и разбрасывать камни на горе Олимпос.


Восхождение на олимп

Выпуск:
Журнал «МОТО» – ноябрь 2014

Автор:
Тимофей ДЕМИХОВ, фото Red Bull, Вадима АГАФОНОВА, Анны ДРУШЛЯКОВОЙ и Яны СТАНЧЕВОЙ

Теги:
Red Bull / Sea to Sky / Эндуро / Гонки / Турция / Кемер /

Просмотры:
5791

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

То, что гонка проходит на туристическом курорте в уютный бархатный сезон, уже удовольствие. Прекрасная погода днем и даже ночью, минимальная вероятность осадков, еще очень теплое море. Берем жен, детей, любовниц – и летим в Анталью! 

Трое из нас лишь недавно приняли участие в Red Bull Romaniacs: Владимир Камушкин, Илья Маликов и ученик школы и по совместительству гонщик SVR Team – автор этих строк. К нам присоединились Олег Щербина, первый русский на Sea to Sky (он приехал уже в третий раз), его сын Борис, Роман Друшляков, Евгений Косухин из Екатеринбурга, Владимир Васильев из Новосибирска. 

В отличие от Red Bull Romaniacs, размещение не входит в стартовый взнос (€ 390), и каждый выбирал отель по вкусу. Я с семьей заселился в головной отель организаторов, в котором разместились все звезды нашей дисциплины. Там же каждый вечер проходили брифинги и, после гонки, вручение медалей. С утра на завтрак выходил заспанный, но сконцентрированный Джарвис и все время садился один, тут же завтракали и веселые Уолкер и Леттенбихлер, первый из которых очень хотел вновь отобрать у пилота Husqvarna титул «Короля Гор». 

Как пишут организаторы, Sea to Sky is more than a race («Sea to Sky – это больше, чем гонка» (англ.)). Дело в том, что в стартовый взнос включены еще три дня организованных туров, предшествующих гонке. В сумме – шесть дней в седле. 

Мотоцикл можно было арендовать тут же: от € 890 за KTM 350 EXC-F на три дня и до € 1390 за KTM 300 EXC – на все шесть. Отдельно оплачиваются услуги механика или ежедневный сервис. С ним прокат первого мотоцикла обходился уже в € 1200, а второго – в € 1500. В турецком эндуро-клубе цены немного ниже. Что же арендатор получает за свои деньги? Штатный «ready to race» мотоцикл с небольшим количеством моточасов. Защиты – минимум, в частности на двухтакниках резонатор был ничем не прикрыт, и в конце всем приходилось оплачивать по € 50 за его выпрямление. Нет и защиты тормозных дисков (согнуть их о камни легко). Есть только защита радиаторов, ручек, вентилятор от перегрева и стропы для вытаскивания. Остальное можно привезти и установить самостоятельно, но в сумки с экипом сложно что-то добавить без риска перевеса при сдаче багажа в аэропорту, поэтому уж защиту никто с собой не брал. 

Мне досталась свежая Husqvarna FE 350 с 25 моточасами – мотоцикл прошел ровно гонку Red Bull Romaniacs. Не могу сказать, что он доставил мне неудобства, но два дня подряд во время туров блокировался задний тормоз, приходилось чинить его в полевых условиях. По моей просьбе поменяли всю магистраль и суппорт, и проблема исчезла. На прокатном KTM 300 EXC Ильи Маликова масло из коробки уходило в цилиндр, из-за чего у него не сложился первый тренировочный день. Какой же мотоцикл выбрать для участия в гонке? В самой езде по трассе больших нюансов я не назову, можно идти по принципу «брать то, к чему привык». Однако у двухтактников в сложных гонках есть маленький плюс: если мотоцикл уходит под воду – это обратимая неприятность. Достаточно выкрутить и просушить свечку, слить воду из цилиндра и карбюратора, выжать воздушный фильтр – и можно ехать дальше. Нырок четырехтактника – почти гарантированная переборка мотора. Поэтому чаще в Hard Enduro можно встретить именно двухтактные аппараты. Остальное делает райдер, и если у вас такой же мотоцикл, как у Джарвиса, то сам по себе этот факт вам ничего не даст. 

В первый день подъем в щадящем режиме. Тренировка с профессионалами началась в 13:00, в качестве оных нам выделили бронзового призера Romaniacs 2014 Уэйда Янга, обладателя четвертого места Пола Болтона, а также Дуги Лампкина и Бена Хемингуэя. Всех учеников разделили на четыре группы и отдали на растерзание учителям. Ну полноценное обучение в группах по 40 человек вряд ли возможно, но всегда можно было подойти к гонщику-профессионалу и спросить совета. Я же сообразил, что тренировочный день запланирован короткий, и старался использовать его по максимуму. Пятнадцать минут эндуро-кросса на жаре в лесу – и меня можно выжимать. 

Наш «горный» инструктор Дуги Лампкин.

Во второй тренировочный день в расписании было обозначено: подъем на гору Олимпос на канатной дороге вместе с мотоциклами и спуск по маршруту уровня Gold (Организаторы планировали, что не все райдеры смогут за регламентированные 7 часов одолеть 60-километровый подъем на высоту 2365 м. Горный маршрут состоит из широкого пересохшего русла реки (8 км), лесного участка (40 км) и скал на 1700 м и выше. Тот, кто прошел весь маршрут, получает золотую медаль (ожидалось, что такое под силу менее 30 % участников), кто дошел до камней на 1700 м – серебряную, а кто преодолел реку и первую часть лесного маршрута – бронзовую. Спуск с горы – по канатной дороге.). Но организаторы тура сочли, что не стоит нагружать канатную дорогу и перевозить 200 мотоциклистов, и дали попробовать верхнюю часть золотого маршрута всем участникам. Массовый старт в тяжело преодолимый подъем – это нечто особенное. Хорошо, что это не гонка. Тем не менее, подобные блюда преподносятся участникам на таких соревнованиях, как Erzbergrodeo и 111 Megawatt. Подъем затяжной, его можно было одолеть и быстрее, но уровень участников разный, и силы у многих кончаются еще в начале. Чуть позже, как это всегда бывает на гонке, остаешься один и едешь уже в своем комфортном темпе. Вершина горы манит, и отдыхать хочется только наверху. А там – туристы и добравшиеся эндуристы фотографируют пейзаж и друг друга. Мы вылавливаем для групповой фотографии Андреаса Леттенбихлера. Пора на спуск. Камни на горной тропинке – «живые»: совершенно не желают остаться на месте и перемещаются свободно при движении мотоцикла. И вверх, и вниз ехать тяжело, по крайней мере, если ты не занимаешься этим всю жизнь. Ни с чем подобным в средней полосе это сравнить невозможно. Езду в горах необходимо тренировать в горах. 

На третий день мы выбрали бронзовый тур, а не серебряный, так как на этой гонке впервые и видели реальной задачей достичь уровня бронзы и радоваться этому. Однако оказалось, что «бронза» – сплошные ожидания и отдых, а проезжаем мы по 300–500 м за раз. Через три часа неторопливого движения нас догнал тур серебряного уровня, к которому мы решили присоединиться. Но у меня плохо работал задний тормоз, и я решил вернуться в Кемер. На обратной дороге произошел забавный эпизод. Я стою, пытаюсь починить тормоз с помощью двух камней (ни в одной проезжающей машине нет даже плоскогубцев), и тут мимо меня француз катит свой двухтактник, у которого кончилось топливо. Без масла я ему не помощник. Отключив задний тормоз, догоняю его через 500 метров. Толкает вверх. Доезжаю до ближайшего магазина и спрашиваю веревку. Бельевая? Хорошо, пусть бельевая. Возвращаюсь к парню и тяну его до Кемера. Благодарность не знает границ. Эндуро – это взаимопомощь. И все же берите с собой инструменты, а если у вас двухтактный мотоцикл – немного двухтактного масла! 

В четвертый день – пляжная гонка. Агитируем болельщиков из нашего отеля (а как вы понимаете, в турецких отелях очень много русских отдыхающих), сообщая им стартовые номера русской команды, и выдвигаемся на пляж. Первая часть – квалификация. Старт с разницей в 15 секунд и один круг (примерно 2 км), включающий песок, искусственные и естественные препятствия, а также разрывной трамплин, который никто из россиян не отважился прыгать. И не зря: травм тут было довольно много. Заездов – два, считается лучшее время. Пятьдесят быстрейших попадают в «финал 1–50», следующие – в «финал 51–100» и «финал 101–150». Оставшиеся участники (всего было 212 гонщиков) в финальных заездах не участвовали. Россияне плотно оккупировали «финал 101–150», а украинцы Владимир Камушкин и Виталий Яковенко попали в «51–100», заняв 83-е и 88-е места соответственно. Георгий Одзелашвили из Грузии стал 48-м и участвовал в основном финале с топ-звездами. К сожалению, закончить эту гонку Георгий не смог: в финале упал с препятствия «прицеп от фуры», ему на ногу свалился мотоцикл. Нога распухла, и больше на трассу он не вышел. Владимир Васильев, Евгений Косухин, Илья Маликов и Тимофей Демихов вошли в топ-10 своего финала, заняв 105, 107, 108 и 109-е места; 116-м и 130-м приехали Рома Друшляков и Олег Щербина. 

Финальный заезд звезд был последним. Вертолет со съемочной группой, сделав несколько заходов, завис над местом старта. На маршрут отправлялись по правилу «Ле-Ман»: участникам необходимо добежать до мотоциклов, завести их и тронуться с места. При массовых стартах это дает возможность избежать завалов в начале. Британец Джонни Уокер уехал первым, с отрывом в несколько корпусов, однако позже совершил ошибку на камнях. Первым в пляжной гонке стал Тейлор Роберт из США, вторым – Джонни Уокер, а тройку призеров замкнул Уэйд Янг из ЮАР (все – на КТМ). Пляжные спринты и пролог традиционно не конек « Короля Гор» Джарвиса, здесь он стал десятым. 

В прокатной конторе установленный изначально кроссовый Michelin меняют на мягкий Mitas. Это совершенно необходимая мера. Ехать по камням гораздо проще именно на мягких покрышках. 

На следующий день – лесная гонка. Стартовали по занятым на пляжной гонке местам. Маршрут – круг по лесу длиной 60 км. Но это не равнина – подъемы, спуски, камни, речки. Лишь однажды мне удалось разогнаться до 110 км/ч, но тормозить пришлось экстремально. Когда уже показалось, что мы спускаемся к обещанному на пляже финишу, трасса ушла в каменное русло реки – то самое, по которому завтра придется ехать вверх. Изрядно уставший, я уже мечтал о финише. Но прогонов на двухчасовой гонке не предусмотрено. Потом был трехмерный холмистый лес, а когда показался город, пришлось ехать по высохшей речке-вонючке, в туннелях, изобилующих мусором и затухшей водой. Но после прекрасных горных пейзажей этот отрезок не омрачил нам радость финиша. Пляж, финишная арка, девочки с рюкзаками-холодильниками раздают Red Bull. У меня не очень хорошее 118-е место. Это значит, что мой стартовый ряд 12-й, а на основной гонке ряды уходят с разницей в две минуты, то есть, когда до меня дойдет очередь, от начала гонки пройдет уже 22 минуты. А соревнование выиграл Грэм Джарвис на Husqvarna TE 300. Джонни Уокер – второй, с отставанием в 16 секунд. Третий – Андреас Леттенбихлер. 

Третий гоночный день – кульминация, в прямом и переносном смысле слова: подъем на гору Олимпос. Лидеры стартовали ровно в 9:00, устремившись на штурм золотого уровня. Наши – во второй части пелетона: в 9-м ряду стартует Виталий Яковенко из Киева, в 10-м – Камушкин и Косухин, в 11-м – Васильев и Маликов, в 12-м – автор этих строк, в 13-м – Друшляков и в 17-м – Олег Щербина. Что ни говори, но пляжная гонка не так важна, а вот на лесной – будь добр, покажи хорошее время. 

Сначала движемся по руслу высохшей реки. Маленькие камешки, относительно большие скорости, я из своего ряда становлюсь вторым. Въезжаем в живописный лес, очень стараюсь экономить силы: основная битва – в каньоне с валунами. Так и есть. Сразу вижу очереди. Чисто по-русски объезжаю человек десять, на меня кричат сзади. На каждом засадном месте стоят турки-помощники и вытягивают гонщиков нашего уровня. Чтобы именно ехать (а не ползти) в такой реке, иногда удачно закидывая мотоцикл на препятствие, нужны хорошие триальные навыки. У меня их нет, но после преодоления реки проходит еще час – и я у бронзового уровня, Welcome to Bronze! А прошло всего два часа с моего старта (2:20 от общего). В запасе почти пять часов, надо попробовать до серебра.

На каждом КП я выпиваю много воды и… баночку Red Bull. Да, знаю, вредно, но по спортивному питанию я заранее не подготовился. Если пить мало воды, начнет сводить мышцы. 

От бронзы до серебра – 20 км, и я очень рад, когда передо мной оказывается хотя бы 500 м плоской дороги. Смотреть на красоты совершенно нет времени, но горы прекрасны. Тут участники уже не толкаются, а, аккуратно конкурируя, помогают друг другу. По одометру до серебра – 5 км, начинается затяжной спуск. Понятно, что за ним последует такой же подъем. И так несколько раз. Я встаю в пару со шведом: иногда я ему помогу, иногда он мне. В какой-то момент обхожу Косухина, а чуть позже вижу своего давнего конкурента и товарища – Маликова. Он мне кричит сверху, что у него кипит мотор, а я ему кричу, что я чертовски устал. Прошло уже пять часов таскания на себе мотоцикла, недавно я проехал последний КП, на котором сказали, что до серебра осталось полчаса езды. Но, похоже, нас хотели напугать: оставшееся расстояние между 8-м и 9-м серебряным КП преодолеваю за 12 минут. Есть серебро! У меня текут слезы. 

Брутальностью британец Джонни Уокер не уступает одноименному напитку, но отобрать корону у своего соотечественника Грэма Джарвиса ему в этот раз не удалось.

Остается 1:05 до финиша гонки, но на КП уже инструкция: нас дальше не выпускать. Да и сил не осталось. Серебряный уровень с первого раза – хороший результат. Приезжаем в отель и начинаем потихоньку узнавать новости. Джарвис первый! Это меня радует ничуть не меньше моей будущей серебряной медали. Все-таки «Король Гор» не уступает пальму первенства молодому Уокеру – тот стал вторым. Леттенбихлер финишировал третьим. Косухин доехал до серебра через полчаса после моего финиша, Васильев из-за опоздания стартовал в конце и добрался только до 8-го КП, Олег Щербина повторяет свой бронзовый результат, остановившись на 7-м КП, Друшляков был вынужден высушивать мотоцикл после полного затопления и доехал только до 6-го КП. Борис Щербина – до 2-го. У Камушкина кончился двигатель чуть выше серебряного уровня: на 9-м КП он был через 4 часа 25 минут после начала гонки и хотел бороться за золотой. Виталий Яковенко подбирается ближе всех нас к вершине, взяв 11-й КП. А до 13-го золотого КП доехали всего 60 гонщиков. Время лидера составило 2:43! 

Вечером вручают медали, мы празднуем завершение шестидневной мотоэпопеи. Оглядываясь на две гонки Red Bull, которые я посетил, могу сказать: в 2015-м хочется участвовать в обеих. Стоит ли посещать другие гонки Hard Enduro за рубежом? Наверное, стоит, но начать лучше всего именно с этих двух. Хотя бы потому, что они многодневные, а перевозка своего мотоцикла в Румынию или Турцию – процедура непростая. В ноябре уже надо делать взнос за Romaniacs – и тренироваться, тренироваться, тренироваться…


Фото к статье Восхождение на олимп

  • seatoskyy.jpg
  • seatoskyy-2.jpg
  • seatoskyy-3.jpg
  • seatoskyy-4.jpg
  • seatoskyy-5.jpg
  • seatoskyy-6.jpg
  • seatoskyy-7.jpg
  • seatoskyy-8.jpg
  • seatoskyy-9.jpg
  • seatoskyy-10.jpg
  • seatoskyy-11.jpg
  • seatoskyy-12.jpg
  • seatoskyy-13.jpg
  • seatoskyy-14.jpg
  • seatoskyy-15.jpg
  • seatoskyy-16.jpg
  • seatoskyy-17.jpg
  • seatoskyy-18.jpg
  • seatoskyy-19.jpg
  • seatoskyy-20.jpg
  • seatoskyy-21.jpg
  • seatoskyy-22.jpg
  • seatoskyy-23.jpg
  • seatoskyy-24.jpg
  • seatoskyy-25.jpg
  • seatoskyy-26.jpg
  • seatoskyy-27.jpg
  • seatoskyy-28.jpg
  • seatoskyy-29.jpg
  • seatoskyy-30.jpg
  • seatoskyy-31.jpg
  • seatoskyy-32.jpg
  • seatoskyy-33.jpg
  • seatoskyy-34.jpg
  • seatoskyy-35.jpg
  • seatoskyy-36.jpg
  • seatoskyy-37.jpg
  • seatoskyy-38.jpg
  • seatoskyy-39.jpg
  • seatoskyy-40.jpg
  • seatoskyy-41.jpg
  • seatoskyy-42.jpg
  • seatoskyy-43.jpg
  • seatoskyy-44.jpg
  • seatoskyy-45.jpg
  • seatoskyy-46.jpg
  • seatoskyy-47.jpg
  • seatoskyy-48.jpg
  • seatoskyy-49.jpg
  • seatoskyy-50.jpg
  • seatoskyy-51.jpg
  • seatoskyy-52.jpg
  • seatoskyy-53.jpg
  • seatoskyy-54.jpg
  • seatoskyy-55.jpg
  • seatoskyy-56.jpg
  • seatoskyy-57.jpg
  • seatoskyy-58.jpg
  • seatoskyy-59.jpg
  • seatoskyy-60.jpg
  • seatoskyy-61.jpg
  • seatoskyy-62.jpg
  • seatoskyy-63.jpg
  • seatoskyy-64.jpg
  • seatoskyy-65.jpg
  • seatoskyy-66.jpg
  • seatoskyy-67.jpg
  • seatoskyy-68.jpg
  • seatoskyy-69.jpg
  • seatoskyy-70.jpg
  • seatoskyy-71.jpg
  • seatoskyy-72.jpg
  • seatoskyy-73.jpg
  • seatoskyy-74.jpg
  • seatoskyy-75.jpg
  • seatoskyy-76.jpg
  • seatoskyy-77.jpg
  • seatoskyy-78.jpg
  • seatoskyy-79.jpg
  • seatoskyy-80.jpg
  • seatoskyy-81.jpg
  • seatoskyy-82.jpg
  • seatoskyy-83.jpg
  • seatoskyy-84.jpg
  • seatoskyy-85.jpg
  • seatoskyy-86.jpg
  • seatoskyy-87.jpg
  • seatoskyy-88.jpg
  • seatoskyy-89.jpg
  • seatoskyy-90.jpg
  • seatoskyy-91.jpg
  • seatoskyy-92.jpg
  • seatoskyy-93.jpg
  • seatoskyy-94.jpg
  • seatoskyy-95.jpg
  • seatoskyy-96.jpg
  • seatoskyy-97.jpg
  • seatoskyy-98.jpg
  • seatoskyy-99.jpg
  • seatoskyy-100.jpg
  • seatoskyy-101.jpg
  • seatoskyy-102.jpg
  • seatoskyy-103.jpg
  • seatoskyy-104.jpg
  • seatoskyy-105.jpg
  • seatoskyy-106.jpg
  • seatoskyy-107.jpg
  • seatoskyy-108.jpg
  • seatoskyy-109.jpg
  • seatoskyy-110.jpg
  • seatoskyy-111.jpg
  • seatoskyy-112.jpg
  • seatoskyy-113.jpg
  • seatoskyy-114.jpg
  • seatoskyy-115.jpg
  • seatoskyy-116.jpg
  • seatoskyy-117.jpg
  • seatoskyy-118.jpg
  • seatoskyy-119.jpg
  • seatoskyy-120.jpg
  • seatoskyy-121.jpg
  • seatoskyy-122.jpg
  • seatoskyy-123.jpg
  • seatoskyy-124.jpg
  • seatoskyy-125.jpg
  • seatoskyy-126.jpg
  • seatoskyy-127.jpg

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх