«Мы не умеем делать из спорта шоу»

15 апреля 2015

История трофи-рейдов на квадроциклах в России едва превышает десять лет. Тем не менее этот вид спорта развивается, и в нем даже появляются свои звезды. Такие, как победитель чемпионата России прошлого года в командном зачете Сергей Шеленков (команда NEPTUN Expedition, г. Москва).


«Мы не умеем делать из спорта шоу»

Выпуск:
Журнал «МОТО» – апрель 2015

Автор:
Дмитрий ФЕДОТОВ и Роман АБАЛАКИН, фото из архива Сергея ШЕЛЕНКОВА

Теги:
Интервью / Квадроцикл / ATV / Соревнования / Сергей Шеленков / Трофи-рейд /

Просмотры:
3668

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Как ты пришел в этот спорт? 

В 2002 году я купил первый снегоход, и он меня увлек. Но летом снега нет, поэтому весной у снегохода появился новый сосед по гаражу. 


Какой квадроцикл был первым? 

Первым и практически единственным стал Yamaha Grizzly. Одно время был BRP, но выступать на нем тяжело: канадский аппарат длиннее и не такой поворотливый, как «Ямаха». Зато после него «Гризли» показался самокатом. 


А с чего началось участие в гонках? 

С соревнований, проводимых клубом «Партизан-Экстрим» в 2006 году. В первый раз я приехал к ним на четвертый или пятый этап Кубка России. Понятно, что о призовых местах речи не шло. Особенно с учетом того, что для меня это был первый выезд. Мы с напарниками не совсем понимали, куда попали. Недооценили сложность трассы, поломались: из трех квадриков выбираться пришлось на одном, но не доехал и он. Мы чуть не остались ночевать на трассе! Хорошо, что ребята с награждения спохватились и выслали техничку. Но все равно понравилось. Да так, что сейчас, кроме гонок и тренировок, я почти никуда не выезжаю. 


Как проходят тренировки? 

Сложнее всего – с ориентированием: сам себе точки, увы, не проложишь. Поэтому в качестве тренировки я езжу на любительские соревнования. Чем больше, тем лучше! Оттачивать ездовые навыки проще: для этого достаточно любой кроссовой трассы (той же «Х-Арены»). 


Помимо соревнований катаешься? 

Почти нет. Разве что новый квадрик обкатать. В прошлом году с друзьями съездил на Селигер – намотал 150 км. 


Когда началось полноценное участие в чемпионате России? 

Прошедший сезон был первым, который я проехал от начала до конца. 



И сразу на подиум! 

Так ведь до этого было восемь лет упорной работы: Кубок России, «Ладога», участие в трофи «Вепсский лес». К тому же очень многое зависит от напарника, а мне никак не удавалось найти того, с кем было бы комфортно выступать. В 2011 я познакомился с Александром Шапочкиным, и мы начали выступать вместе. Мы вообще ездим в удовольствие – и решение пройти все этапы оказалось довольно спонтанным. К примеру, на последнем этапе мы рисковали не только первым местом, но даже попаданием в тройку: Александр прыгнул через речку и уронил фотоаппарат. Вдвоем искали его больше получаса, пока я случайно не увидел краешек черного чехла в черной торфяной воде. В итоге мы взяли первое место! 


Насколько затратно участие в квадроциклетных соревнованиях? 

Основные статьи расходов – это подготовка машины и устранение поломок. Если есть свободное время и руки, растущие из правильного места, то технику готовить можно самому, но, как правило, времени нет, поэтому приходится обращаться к профессиональным механикам. Важно, чтобы механик был «в теме». Человек должен понимать, что он делает: как он настраивает трансмиссию, как и подо что регулирует амортизаторы, как делает водоподготовку, как облегчает квадр или изменяет тангаж. Затраты на само участие зависят от гонки. Например, в этом году был этап в Эстонии: соответственно это и виза, и дорога, и жилье… Не очень понятно, почему этап чемпионата России проводится в Эстонии, но, насколько знаю, в следующем году эту же площадку посетит чемпионат Европы, так что опыт интересный. Для примера могу сказать, что в 2009 году, когда этапов было не три, как сейчас, а девять, мои знакомые, проехавшие их все, на перемещения и прочие расходы потратили более полутора миллионов рублей. 


Вся твоя команда NEPTUN Expedition – это два водителя: ты и Александр Шапочкин? 

Сейчас мы не можем позволить себе нанять даже двух человек, поэтому большой объем работ делают на общественных началах наши друзья, которым мы просто оплачиваем расходы. 


Спонсоры не помогают? 

Мы успешно сотрудничали со «Стелсом», предоставлявшим нам «Хантеры» для гонки. Были завязки с «Ямахой». Но все они рассматривали нас лишь как запасной вариант… В целом создается впечатление, что спонсорам не очень интересно. Они понимают, что это не гонка Гран-при, которая будет показана по всему миру. Мы, в отличие от американцев, не умеем делать из спорта шоу. Оттого удивительно, что в Эстонии так много приходит людей – и это при довольно высокой стоимости билета! 


Ты участвуешь в разных соревнованиях, наверняка регламент и технические требования отличаются. Расскажи о подготовке квадроцикла к гонкам. Скорее всего, есть некие общие требования к подготовке машины, а есть нюансы под конкретные соревнования. 

Сейчас все свелось к упрощению требований и, как правило, есть всего два класса: Open (с любыми переделками) и «Стандарт» (там даже размер резины ограничивают заводским). Вдобавок требования меняются, и, например, на «Ладоге» из‑за большого количества воды на трассе регламент обязывает даже стандартную технику оборудовать шноркелями. Раньше те же «Партизаны» пытались разделить: были классы Proto, в котором дозволялось изменять или строить с нуля даже раму, Open и «Стандарт». Но сейчас, чтобы собирать кворум, требования упростили. 


Что дорабатывается в квадроцикле под участие в Open? 

Важно понимать, подо что ты строишь машину: если под жесткое трофи, то первым делом нужно произвести водоподготовку. Доработка двигателя необязательна: мощность не так важна, как надежность. Заряжают и моторы, но под трофи это не нужно. Главное – чтобы квадроцикл плавал, и тогда при штурме водных преград можно просто плыть рядом с ним.


За счет чего достигается плавучесть? 

В первую очередь за счет балансировки и тангажа: у «гризлика» для выравнивания развесовки аккумулятор можно перенести в корму, а радиатор – на капот. В высвободившееся место прекрасно вписывается 30‑литровая канистра, добавляющая плавучести при форсировании рек. 



Но ведь квадрик весит более 300 кг. Неужели хватает канистры?

Даже стандартный квадроцикл на штатных колесах, отпущенный в свободное плавание, перевернется и останется на поверхности задней осью кверху. 


А мы в свое время топили «Стелс»… 

На «Ладоге» мы выступали на 400‑кубовых «Стелсах». Друзья шутили, что мы не ехали на них, а бежали, зажав квадроцикл между ног. Они довольно тяжелые. Когда мы готовили их к гонке, с одной только рамы сняли почти 12 кг! Высверливали уголки, спиливали лишние кронштейны – и по массе почти сравнялись с аналогичной «Хондой». И они не тонули! Тогда вообще был триумф «Стелса»: они взяли очень много подиумов. 


Но в чемпионате России «Гризли» по‑прежнему остается монополистом? 

Нет. Например, в этом году ребята ехали и на Suzuki, и на Polaris. Просто не получилось нас объехать. Хотя и по надежности, и по характеристикам Suzuki очень близки к нашим Yamaha. 


Какие еще машины могут составить им конкуренцию в гонках? Или мы понимаем, что любой квадроцикл – это полуфабрикат, а его успешность и конкурентоспособность зависит в первую очередь от подготовки пилота, а в «стоке» все машины примерно равны? 

Нет. Тот же «Гризли» в «стоке» готов для очень серьезного бездорожья. Важно понимать, для каких именно соревнований. Третий аппарат для трофи я даже не назову. Honda очень надежна, но проигрывает по подвескам и трансмиссии. Arctic Cat слишком высок и тяжел. У «японцев» тоже есть минус: они не делают двухместные модели, а на коротких особенно тяжело выступать в горной местности. 


Хорошо, с трофийной подготовкой разобрались. А что с триалом, кантри-кроссом и ралли-рейдами? 

Если покопаться, можно подобрать кит для двигателя, позволяющий снимать по 80 «лошадей» с коленвала и на старте уходить от литрового «Ренегата». Затем идут усиленные приводы, армированные тормозные шланги и иная тормозная жидкость, убирается весь лишний вес, «кенгурятники»… 


Алюминиевая защита ставится? 

Обязательно! Но не вся и не всех производителей. Мы ставим Warn: он тонкий, но зато его легче открутить и поправить, да и встает он всегда идеально. Защита сильно загребает грязь, поэтому ставим только самую необходимую: передней части рамы и передних рычагов. Остальная, на наш взгляд, не нужна. 


А с шаровыми опорами что‑то делаете? 

Нет, просто возим их про запас, а заодно приводы, фильтры и другие запчасти. 


Ты когда‑нибудь участвовал в «Утиль-шоу» или других подобных соревнованиях? 

Я не люблю быстрые стадионные гонки. У меня были неприятные падения, да и в целом утилитарный квадроцикл для этого не предназначен. Мы участвовали в Can-Am Trophy, пока там сохранялась трофийная составляющая: выиграли два этапа в 2012 году. К сожалению, в конце того года напарник травмировался и пропустил сезон. 

На следующий год, после того, как они отказались от навигаторов в пользу роудбуков, мы с новым напарником Кириллом Ериговым уже не смогли показать такие результаты. К тому же Grizzly не предназначен для скоростных гонок: когда литровые «Ренегаты» без проблем разгоняются до 150 км / ч и уверенно держат дорогу на таких скоростях, «Ямаха» на стандартном моторе едет в лучшем случае девяносто. 

В 2013 году мы проехали этапы во Владимире и Бугульме, где на кроссе Кирилл получил травму: сломал ключицу. После этого мы решили отказаться от быстрых гонок. 



А у тебя были травмы? 

Серьезных, слава богу, нет. А вот напарник пропускал сезон из‑за перелома позвоночника. Год он не выступал, а потом мы долго договаривались с его женой – волновалась. 


Есть какие‑то хитрости с экипом? 

Обычный эндурный. Кто‑то ездит в кроссовом, но я не считаю его безопасным. Хорошие наколенники, черепаха, шлем. Мотоботы хотелось бы, но мне неудобно: в них набирается вода, и они становятся неподъемными. Я езжу в высоких ботинках, пошитых из очень прочной кожи. 


Защиту шеи используешь? 

В трофи она неудобна, но в Can-Am Trophy мы ее надевали. 


Какие у вас планы на грядущий сезон? 

Из-за кризиса и скачущего курса мы решили отдохнуть в этом году. 


Отдохнуть от участия в наших сериях или от мечты о «Дакаре»? 

«Дакар»… В нашем возрасте сложно о таком мечтать. 


Говорят, там и пенсионеры ездят! 

Все упирается в бюджет. Интересно туда съездить – хоть в роли туриста, хоть в роли механика или пресс-секретаря. Просто посмотреть вживую… Все же ралли-рейд не зрительская гонка. Можно взять маленький старый джип, и если не проехать по трассе, то хотя бы по параллельному маршруту переместиться на какие‑то точки и посмотреть на команды. Но многое упирается в бюджет. 


Многие квадроциклисты пришли сюда из трофи автомобильного, полюбив бездорожье в частности из‑за безнаказанности употребления алкоголя за рулем. Я знаком с несколькими такими «гонщиками» и знаю, что некоторое время назад езда под градусом не считалась чем‑то зазорным. Как ты оцениваешь нынешнюю ситуацию? 

Да, таких «любителей» очень много. Буквально каждые выходные кто-нибудь «приезжает в забор» и для многих это отдельный вид отдыха, но сейчас тенденция идет на убыль. Квадроциклы стали покупать молодые ребята, а у них пить до такого состояния уже не модно, поэтому в целом ситуация улучшается.


Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх