Вспомнить все!

05 января 2015

Настоящий «Заповедник Совкоциклов» можно увидеть в пригороде Тулы в местечке Харино. Музей был основан Леонидом Зякиным более 30 лет назад. Сначала это была небольшая частная коллекция тульских мотороллеров, с годами она расширялась, пополняясь изделиями других мотозаводов СССР и моделями, поставлявшимися в нашу страну. В 2008 году музей получил официальную регистрацию, параллельно Леонид Павлович на собственные средства начал постройку здания на своем пригородном участке.


Вспомнить все!

Выпуск:
Журнал «МОТО»

Автор:
Иван КСЕНОФОНТОВ, фото автора

Просмотры:
15165

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Сегодня музей уникален: – в нем самая полная в мире коллекция отечественной мототехники, а также выставлены другие редкие экспонаты. Для посетителей музей официально открылся недавно – 13 сентября 2014 года. Три больших зала и вспомогательные помещения плотно уставлены мототехникой и сопутствующей атрибутикой, выставлено около 200 экспонатов в разной степени реставрации и комплектности. Еще сотня - в виде разрозненных фрагментов - ждет своего часа.

Леонид Павлович Зякин у открывающего экспозицию Л-300 Ленинградского завода «Красный Октябрь» (1930-39 гг.). Этот аппарат был первым советским серийным мотоциклом (скопированным с германского DKW Luxus), а также самым массовым до Великой отечественной войны – построено около 19 000 шт. Оценивая конструкцию с позиций сегодняшнего дня, отмечаешь целый букет несовершенств: из электрооборудования - только крохотная фара со 6-свечовой лампочкой, ротор магдино не имел кожуха и при неосторожности водителя его правый ботинок протирался вращающимся магнитом (за что аппарат прозвали «точило»). Шестисильный двухтактник с дефлекторной боковой продувкой едва разгонял аппарат до 75 км/ч.


Тульский музей располагает самой полной в мире коллекцией мототехники производства ТМЗ – «Тульского механического завода». Начиналось все в 1956 году с копирования немецкого мотороллера Goggo. Первая «Тула» Т-200 образца 1957 года (199 см3, 8 л.с.) стала родоначальницей длинного ряда машин, включавшего дорожные и грузовые мотороллеры и своеобразные мотоциклы. Они выпускались вплоть до начала 3-го тысячелетия.


Грузовые мотороллеры в разные годы оборудовали кабинами, сначала металлическими, затем пластиковыми. Справа – опытный образец с рулем автомобильного типа.


Опытный 6-колесный мотовездеход (1989 г.) по типу популярных в 70-80-х канадских машин класса «джиггер». Поворот осуществлялся по-тракторному – торможением колес с одной стороны.


Опытные тульские мотороллеры. Слева – «Стрела» (1967 г.), справа – «Турист-кросс» (1968 г.), на котором заводские испытатели участвовали в соревнованиях мотозаводов СССР «Первенство заводской марки».


Грузовой мотороллер с экспериментальным монокузовом в маскировочной окраске.


На ТМЗ производили не только мотороллеры, но и мотоциклы. Слева – серийная модель на широкопрофильных шинах ТМЗ-5.952 (1984 г.). Наиболее приближен к «нормальным» мотоциклам опытный «Аллигатор» (1985 г.) – мотор с новым цилиндром и без кожуха охлаждения. Мотоцикл нацеливали в нишу «Эндуро»: руль и подвески - от кроссового мотоцикла, плюс «верхнее» крыло и «злобная» резина. Был изготовлен лишь один экземпляр – и он в музее.


Более поздние мотоциклетные вариации. Слева – «Вепрь» ТМЗ-5.952-01 на 16-дюймовых колесах, в 1990 году была изготовлена ограниченная партия. Справа – дизайнерская вариация «Вепря», оставшаяся в единственном экземпляре.


Обширна коллекция мотоциклов Минского завода. Открывают экспозицию дорожный велосипед и модель М-1А «Москва» (1948 г.), репарационная копия DKW RT-125 производства Московского мотозавода. Эту модель в 1954 году передали в Минск. На фото крупно – первая самостоятельная разработка минчан – «Минск» М-1А (1955 г.).


Дорожные мотоциклы «Завода им. Дегтярёва»: «Ковровцы», «Восходы», «Совы» расположились на стеллажах, на полу стоят «Ижи» с колясками разных лет.


«Мински» и «Восходы» разных лет, в том числе спортивные (кроссовые, мотобольные), грузовые, мокики. Выделен в овале минимокик «Птаха» (ЗиД, 1998 г.) – единственная серийная модель в истории всего советского и постсоветского мотопрома, 36-кубовый двигатель которой не являлся клоном зарубежного агрегата. Некоторым недостатком экспозиции является отсутствие табличек - но это обещали скоро исправить.


Специальный мотоцикл для гонок за лидером – ушедшие в прошлое соревнования, когда велосипедист на треке развивал максимальную скорость в воздушном мешке, создававшемся мотоциклистом. Тула была одним из последних городов, где культивировался этот вид спорта. Любопытно, что двигатель (от «Урала») не имел коробки передач, а водитель на треке ехал стоя. Так достигалась скорость около 100 км/ч. Экспонат – подарок музею тульского гонщика, мастера спорта Евгения Власова.


Германский DKW NZ-350 в армейской комплектации и послевоенный первенец Ижевского мотозавода ИЖ-350 (1947 г.), который начали производить по договору репарации.


Линейка спортивных «Ижей» включает кроссовые Иж-55К (1957) и шоссейный Иж-54 (1956) – вверху, более поздние кроссовые Иж-К11 (1968), Иж-К15 (1975) и Иж-6.216 (1984) – внизу.


Армейские модели: вверху – М-72 (1941 г.), основной мотоцикл Красной армии в ВОВ; внизу – МВ-750М (1974 г.) производства Киевского мотозавода. Мотоцикл оборудовался приводом на колесо коляски; он и его последователь МВ-650 «служили» в составе танковых подразделений вплоть до середины 90-х.


Первые мотоциклы Киевского мотозавода. Коляска для инвалидов ВОВ (1947 г.) К-1В выпускалась на базе легкого 100-кубового мотоцикла К-1Б «Киевлянин». Справа – К-750В (1958 г.), предшественник семейства «Днепров». Мотоцикл отличала от М-72 короткорычажная передняя вилка и литые ступицы колес.


В музее нашлось место и «легкой кавалерии» – мотовелосипедам и мопедам. Мотовелосипед с подвесным у колеса мотором MAW, производства Германской демократической республики конца 40-х. Моторы поставлялись и в СССР, в то время эра «дэшников» (веломоторов «Д» производства «Красного Октября») еще не наступила.


Представлены основные модели советских мопедов и мотовелосипедов заводов Риги, Львова и Пензы.


Минироллеры – новое явление отечественного мотопрома на рубеже веков. Слева – ТМЗ-07610 «Фрегат» с 50-кубовым мотором от зидовского «Пилота»; в 1999 году была выпущена опытная партия 19 шт. Справа – «Аркан» ЗДК-2.501 из Коврова (2001-02 гг.), у него двигатель «Пилота» дополнен системой раздельной смазки, электростартером и вентилятором. Было выпущено около сотни машин.


Ряд продукции чехословацкого завода «Ява», поставлявшийся в СССР открывает мопед «Стадион» (1961), собственно его мотор послужил основой для всех советских 2-скоростных мопедов. Также в коллекции есть «Явы» 175, 250 и 350 см3, поставлявшиеся в СССР в 1952-76 гг., мотороллеры Čezeta 501 и 502 и кроссовые мотоциклы ČZ 125, 250 и 500 см3.


В музее также можно встретить экземпляры разных стран и лет, например эти немецкие мотоциклы, довоенные NSU-200 и Miele с мотором Sachs, мокик 90-х Simson S-70.


Этому ИЖ-7 (1934 г.) руками Леонида Зякина еще только предстоит стать экспонатом. Ведь музей обладает собственной ремонтно-восстановительной базой, где постоянно ведется реставрация мотоциклов и мотороллеров. 

Как доехать к Тульскому Мотомузею? На сайте музея есть карта, а на повороте с шоссе, соединяющего Тулу и Калугу, - указатель. Приятного просмотра!

 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх