Реплика: интервью с президентом мотоклуба «Ява Москва»

15 марта 2013

Как сказал Генри Форд, энтузиазм – это «непреодолимое желание и энергия для осуществления ваших идей». В России только неисправимый энтузиаст мог замахнуться ни много ни мало – на возрождение чешской мотоциклетной марки.


Реплика: интервью с президентом мотоклуба «Ява Москва»

Выпуск:
Журнал «МОТО» – март 2013

Автор:
Андрей «Котофей» КОЧЕТОВ, фото Евгения БОБРИКОВА

Просмотры:
20360

Комментарии:
10

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Его зовут Павел Крючков, он президент мотоклуба «Ява Москва» и автор амбициозного проекта.

Павел, ты родом из 60-х. Что лично тебя связывает с маркой Jawa? 

С мотоциклами «Ява» дружу с детства. У отца были «старушки» – сначала 250, потом 350. В 1984 году на мое 17-летие бабушка с дедушкой подарили мне «634-ку», на которой я отъездил 10 лет. В 1994 году я продал ее (о чем до сих пор жалею), а в 2000-м в возрасте 33 лет меня вновь «пробило»: не могу жить без «Явы»! Купил старенькую «250-ку», привел ее в «близкое к заводскому» состояние. По случаю прикупил еще и модель 634–01 (или, как ее называли, «переходнушку»). А через год выехал с ними на шоу «Автоэкзотика» в Тушино. Ко мне подходило много людей, у которых тоже были «Явы», и они хотели общаться. Так в 2001 году образовался клуб «Ява Москва» – объединение владельцев чешской мототехники, созданное для общения, взаимопомощи, совместного участия в разных мероприятиях. С тех пор наша главная встреча проходит на «Автоэкзотике». В этом году в рамках 55-летия начала поставок «Явы» в СССР мы представили в Тушино 26 единиц мототехники марок «Ява» и «Чезет» разных годов выпуска. 

Как родился проект «Ява Реплика»? 

В 2011 году мы участвовали в выставке «Интеравто», и наша экспозиция привлекла массу народа. И снова я слышал то же, что из года в год: «Где купить «Яву»?» Отсылаешь их к российскому поставщику, но в ответ слышишь: «Нет, такую мы не хотим! Это какая-то пластмассовая фигня, а «Ява» должна быть железной». С 1957 до 1991 в Советский Союз было ввезено около 3 млн. чешских мотоциклов, и именно тот, классический облик стал дорог нашему человеку, рожденному в СССР. «Явы» делали его свободным хотя бы в передвижении в пространстве, ведь по большому счету именно на них путешествовали по всей стране. Они были не только красивыми, но и надежными, и удобными в эксплуатации машинами. Этого же люди хотят и сейчас. А еще – чтобы мотоцикл грел душу. Ведь для многих в марке «Ява» важна эмоциональная составляющая. В общем, после выставки мы с группой единомышленников решили воплотить в жизнь мою давнишнюю задумку – сделать новую «Яву» в облике легендарной «старушки». И не просто единичный экземпляр, а предложить наш проект чехам. И осенью 2011 года я отправился на завод. Это был не первый визит, я уже был знаком и с коммерческим, и с исполнительным директорами завода. Но они просто нанятые люди со своими обязанностями, не вершат политику и не могут сами принимать решения такого уровня… 

И чем же закончилась встреча с руководителями завода? 

Я встретился с президентом компании паном Иржи Герле и спросил: «А кто, собственно, придумал этот «волшебный» дизайн для Jawa-640 и -650?», он ответил что-то типа «мы проводили маркетинговые исследования». «Подождите! А где вы их проводили? В Чехии?..» Пришлось пояснить, что мнение чешской аудитории не совсем годится, чтобы, руководствуясь им, пытаться развивать новые модели, особенно если замахиваешься на экспорт. Рассказал: десять с лишним лет участия во всевозможных выставках показали, что людям интересна «Ява» в прежнем, классическом виде. А в новых моделях стиль, который всегда был у марки, пропал. И предложил ему вспомнить свое доброе прошлое, когда «Ява» была известна и популярна. Напомнил о практике известных авто- и мотобрендов, успешно выпускающих реплики своих классических моделей. Пан Герле обещал подумать. Позднее я получил ответ технического директора пана Вацека: на базе современных моделей это невозможно. Меня, «самоделкина» по природе, это удивило. Как это? Есть завод, есть станки, есть люди! И я предложил создать образец и показать, как мы это видим и каким хочет его видеть потенциальный российский покупатель. 

В этом году по договоренности с заводом и многими клубами любителей чешских мотоциклов «Ява Москва» организует международный мотопробег, посвященный 135-летию основателя фирмы Франтишека Янечека. Естественно, к пробегу допускаются только мотоциклы Jawa и CZ.

Мне отвечают: «Невозможно!» Предлагаю пари. «Хорошо! – говорят. – А сколько времени вам надо?» Я отвечаю, что готов за 4 месяца сделать из серийной модели Jawa-640 Lux реплику «старушки». Дело было в ноябре, а уже весной в Санкт-Петербурге на международном мотосалоне IMIS’12 мы представили результат нашей работы. Фотографии и техническое описание послали на завод. Пришел ответ, что после совещания, на котором в течение трех часов дизайнеры и инженеры изучали наш продукт, собравшиеся развели руками и признали, что русские их все-таки уделали! А у нас пошла череда выставок, где «Ява Реплика» получила массу позитивных откликов, которые укрепили нашу веру в то, что мы на правильном пути. Конечно, чехи не были готовы сразу ринуться в омут с головой. Для начала они сделали реплику переходной модели Jawa-638–5. И задали вопрос, готовы ли мы стать официальными дилерами «Явы» в России? Мы ответили, что готовы (даже зарегистрировали фирму ООО ТД «Ява Москва»), но при условии, что они вылечат две основные болячки, которые на протяжении 30 лет (с появления 634-й модели) сопровождают их мотоциклы. Первая – сочленение рамы с маятником, где полиуретановые втулки быстро выходят из строя, и вторая – рулевая колонка с засыпными подшипниками. «Ява» ответила, что готова. 

С образом – понятно. А что с технической составляющей? Ведь она далека от совершенства, уже начиная с архаичного двигателя… 

До последнего времени у «Явы» не было своего 4-тактного двигателя. Пока свой у них только 350-кубовый двухтактник. 660 Sportard они выпускают с двигателем Minarelli, на модели «Классик», «Стелс», «Дакар» ставили Rotax, есть и модель с 250-кубовым тайваньским четырехтактником. Я говорил с хозяином и руководством завода о том, что «Яве» нужен собственный мотор средней кубатуры (500– 750 см3). Сейчас они работают над этим. Чехи уже сделали двигатель рабочим объемом 1000 см3 и 1200 см3. Спору нет, он неплох. Но это уже категория тяжелых мотоциклов, не та ниша, которую всегда занимала Jawa. 

А может, лучше покупать двигатели известных брендов? Не отразятся ли амбиции на качестве? 

Надеюсь, что нет. Судя по тому, как идет создание 1000-кубового мотора, процесс этот скрупулезный и взвешенный с долгими доводками и ходовыми испытаниями. Они обещают запустить его в серию уже в этом году. Мне даже удалось посидеть на предсерийной машине, заточенной под спортбайк, которая будет комплектоваться этим двигателем. В дальнейшем обещают и классику. В будущем нам бы хотелось поэкспериментировать с этим мотором, вплоть до квадроцикла и снегохода… 

Вам?! То есть у ТД «Ява Москва» настолько далеко идущие планы? 

Да, планов у нас много, но всему свое время. Сейчас мы ведем предварительные переговоры, пока договорились о кооперации. Возможно, будет совместная разработка… На сегодняшний момент «Ява Москва» – не просто представитель-продавец продукции чешского мотозавода, а еще и производитель, мелкосерийно выпускающий нашу разработку – модель «Ява-360 Реплика». Из Чехии мы получаем технический комплект (рама, двигатель, колеса, тормозная система, внутренняя электрика), а здесь дорабатываем, собираем, изменяем некоторые комплектующие и изготавливаем обвес. Помимо этого, занимаемся ремонтом и реставрацией старых моделей. 

То есть вы планируете создать российский филиал завода? 

Назвать это филиалом было бы несколько неверно, ведь он предполагает некое совместное производство, корпоративное управление и т.п. Мы сами этого не хотим, потому что сейчас свободны в выборе форм и методов, связанных с конструированием и изготовлением. Мы в праве не оглядываться на завод. На большом производстве много времени уходит на малейшие изменения в конструкции. Когда встал вопрос о постановке «Реплики» на конвейер, чехи попросили минимум полгода на подготовку технической документации и дооснащение предприятия, хотя мы представили разработки всех необходимых комплектующих. Поэтому завод и настоял на мелкосерийном выпуске модели именно сейчас, хотя для нас это сложнее, а для покупателя ощутимо дороже. 

Но сможет ли сам завод набрать обороты? Вы видите перспективу? 

Чехи уже сейчас способны выйти на прежний уровень производства – порядка 100 000 мотоциклов в год. Все упирается в партнеров, которые были бы готовы продвигать продукцию. Если смотреть правде в глаза, то у завода не самое прекрасное состояние, и он не готов делать серьезные вливания в рекламу, пиар и прочую раскрутку на территории других стран. Хотя Чехия – это не основной рынок сбыта. Основной потребитель – это рынок внешний, в первую очередь Латинская Америка. Как бы странно это ни звучало, но «Яву» экспортируют даже в такие избалованные страны, как Англия, Германия, Франция, Финляндия. 

За счет чего же достигается конкурентоспособность? 

В первую очередь за счет цены. К тому же «Ява» достаточно надежна и имеет доброе имя. Может быть, она чуть дороже «китайца», который разваливается через год, но куда дешевле японских аппаратов. Например, модель Jawa-640 Premier стоит в России 130–140 тыс. рублей, а за эти деньги никакой новый «японец» купить невозможно. Вообще, каждый товар найдет своего покупателя. Jawa – это массовый мотоцикл для нашей провинции, нашей глубинки. Она проста, легка в ремонте, достаточно надежна, многофункциональна. А что до запчастей, то мы уже начали крупные поставки их в Россию. Многие взаимозаменяемы с моделями ранних годов выпуска. 

Вот вы говорите о надежности. Но на наших тестах и «Премьер», и «Спортард» показали себя не с лучшей стороны… 

Здесь я соглашусь, у нас и самих достаточно претензий по качеству сборки и отдельных комплектующих. И сейчас на переговорах с заводом это основной момент. Ведь на нас, как дистрибьюторов, ложатся не только продажи, но и гарантийное обслуживание, и ремонт. Есть определенные проблемы с запчастями, которые чехи получают от смежников. Продукцию заводов «Иков» и «Пал» заменили на тайваньскую. Мы стараемся давить на завод, чтобы они более трепетно относились к качеству комплектующих и подбору смежников. Ведь «Ява» всегда славилась своей надежностью, а сейчас без предпродажной подготовки начинают вылезать детские болезни. Надо вернуть ту систему контроля качества, что была в социалистические времена. Ведь качество тех мотоциклов было замечательное! Возможно, со мной кто-то не согласится. Но и в те времена «Ява» требовала, чтобы с ней обращались так, как написано в инструкции. Если предписано менять тогда-то масло или цепь, то надо менять. А у нас же порют ее, пока пополам не переломится, а потом начинают поднимать из руин. Я на своей «634-ке» за 10 лет проехал более 100 000 км, используя ее от снега до снега. И ни разу она меня не подвела. 

Готова ли Jawa пойти на это? Или им проще не заморачиваться и по-прежнему отправлять продукцию в третий мир? 

Нет, завод заинтересован в возврате на наш рынок. Потому что поглотить столько, сколько сможем мы, не сможет, пожалуй, никто. Но для этого нужно работать и исправлять отрицательные моменты, нажитые за прошедшие годы упадка. Нынешний владелец завода пан Герле приобрел его в 2001 году, когда тот уже лежал на боку. И являясь крупным уважаемым в Европе бизнесменом, он вливает в производство мотоциклов средства за счет своего основного бизнеса. Можно сказать, что Jawa с колен уже поднялась, но плечи еще не расправила. 

Изменится ли цена мотоцикла, если Jawa согласится перейти на более качественные и дорогие комплектующие? 

Это ощутимо в мелкосерийном производстве, а на уровне завода незначительно. Уверен, что покупатель заплатит на 5–10 тыс. рублей больше, получив при этом по-настоящему надежный мотоцикл. 

Какая цена «Реплики» сейчас? И насколько она снизится, если мотоцикл все же попадет на конвейер? 

«Реплика» позиционируется как дорогая игрушка. Фетиш. Сейчас практически половина мотоцикла изготавливается вручную, а это достаточно трудоемкий процесс. Поэтому продаем его за 320 тыс. рублей. Но в таком варианте мы за качество и надежность ручаемся! Думаю, серийная модель будет стоит на 70–100 тыс. рублей дешевле. 

Как вы оцениваете ваши шансы наладить бизнес? Вы же не первые, кто пытается продавать «Яву» в России… 

По моему мнению, прежний дилер работал как умел. Я считаю, что сейчас помочь заводу могут только фанатики «Явы» (в хорошем смысле слова). То есть люди, которые искренне любят эту марку. Поэтому рассматривать наш проект как чисто коммерческий было бы неправильно, ведь с этой точки зрения это не самое удачное приложение сил. Но, как энтузиаст, я уверен, что мы справимся!

Историческая справка

Государственная корпорация JAWA-CZ объединяла целый ряд предприятий, таких как Jawa в г. Тынец-над-Сазавой, завод «Ява-Дивишов» (выпускавший спортивные мотоциклы), завод «Чезет» и другие. Это была социалистическая кооперация при плановой экономике: отдельно производили моторы, отдельно выпускали колеса, тормозные системы и т.п. 

Был завод Pal, который делал электрику, был Jikov, производивший карбюраторы… И все в одночасье развалилось! После разделения Чехословакии ситуация у них немногим отличалась от российской. В 1996-м произошла так называемая приватизация. Закупки по госконтракту с Советским Союзом прекратились, а мы были крупнейшим потребителем. 

Завод Cezet был куплен «Кадживой», которая потом тоже ушла в небытие. Оба завода Jawa стали самостоятельными юридическими лицами со своими хозяевами. Спортивное направление пошло своим путем, достаточно успешным, ведь «Ява-Дивишов» – завод полного цикла. А основное предприятие, чтобы как-то оптимизировать расходы, стало избавляться от лишних площадей, мощностей. 

Были распроданы цеха, где находилось моторное производство, ковка, гальваника и т.п. Основная часть оборудования была перевезена в Тынец-над-Сазавой. А оборудование, производившее запчасти для ранних моделей, было распродано. Его скупили чехи, растащили по гаражам. И сегодня все детали для старых «Яв» делаются в маленьких чешских кооперативах, но на заводском оборудовании. Слава богу, его не сдали в утиль! А основной завод перешел преимущественно на выпуск 640-й модели.

 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Мне нравится0
Людвиг Лебовски
Паша молодец! И статья хорошая. Желаю тебе удачи.
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится1
Виктория
Здравствуйте, я из Украины. Подскажите пожалуйста, где можно достать качественные свечи и контакты на 6-ти вольтовую Яву? Меня брат попросил узнать.
Имя Цитировать Мне нравится1
Мне нравится0
Paranormal attack
Jawa для нас всегда останется Явой! Мне кажется что нужно чтобы чехи дальше развивали серию классических мотоциклов по примеру ройал инфилд. А поучится стоит у героя статьи!
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Сергей
ВОТ ЭТО ДЕЛО : Родственные нам по языку чехи дельниками называют рабочих, т.е. тех,кто по корню этого слова занимается делом. Павел Крючков со товарищи- молодцы! Дело реплики ЯВЫ-350 из 60-70-х сделали на "великолепно"! Браво! Рад , что и чехам эта работа понравилась! Вот это дельники! Вот это дело!
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Анатолий
Дорогие друзья.Увидел и послезился.Спасибо.Но у вас модель на фото 3600.Я считаю,что она лучше 634,которая пришла на смену 3600.,у нее движок мягче работал .Мы 634 не любили, эта модель наш ИЖ напоминала,и формой и грубым движком,а движок 3600 урчал,шелестел.Я всегда только рукой, мою любимую, заводил.А потом мне привезли ЯВу-Калифорния,с топливной системой ОЛ-МАСТЕР.,делали только для американцев.Сборка была получше,чем для СССР.Еще раз спасибо.Я живу в Тушино,на всех авто-мото праздниках бываю,так что до встречи.Анатолий.
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Марат
Полезное дело. Заказал за 200 тыс руб. Яву Реплика. через дилера в Казани. Надеюсь все будет работать надежно как и раньше. Раньше у меня была 638\5 12 вольт. Ни разу не подводила технически.
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
марат
Вообщем купил эту Реплику и очень разочарован.Сборка отвратительная,комплектация просто китай. Купив в Казани и пока перегонял в Тольятти, потратил 9 часов на дорогу. Причина;не затянута крышка левая,течь масла. Перестал работать китайский поворотник,не держит сальник стык глушителя. Двигатель не держит нормальные обороты,троит. Так что вместо наслаждения,будем заниматься доделками и переделками.
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Эдуард
Приветствую всех явистов! На днях купил 638-ю и надо отремонтировать двигатель, мож ктот порекомендует хорошего специалиста, который шлифует цилиндры и востанавливает коленвалы в Москве
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Guestt
Если бы уважаемый Павел платил зарплату своим подчинённым...
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Guest
Очень поддерживаю Павла ! Ява нужна России ! Это настоящий мотоцикл !
В дороге он приносит настоящее удовольствие.
Сейчас езжу на литровой Ямахе, но не покидает мысль купить Яву. Обязательно куплю рано или поздно, как второй мотоцикл.
Это как первая любовь, которая не забывается никогда !
Имя Цитировать Мне нравится0
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 
Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх

мотошкола