Заполярье: «Только на Север!»

31 мая 2013

Опыт прошлой экспедиции («Мото» №3-2012) внушал надежду, что Север настроен к нам более благожелательно, чем 100 лет назад к лейтенанту Седову. 


Заполярье: «Только на Север!»

Выпуск:
Журнал «МОТО» – май 2013

Автор:
Олег КАПКАЕВ, фото участников экспедиции

Просмотры:
6546

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Рискнуть окунуться в белое безмолвие тундры на мотоциклах решились 12 человек из 8 городов России. И в середине февраля 10 экипажей отправились во вторую Заполярную мотоэкспедицию. Мы выбрали направление от Нового Уренгоя до Воркуты и далее до Сыктывкара. Глядя на карту, самонадеянно мерили дорогу километрами и литрами топлива. Но когда делились планами с местными, возникали паузы недоумения. Кто-то крутил пальцем у виска, кто-то качал головой, другие смеялись в голос… А некоторые сжимали губы, хмурили брови и крепко жали руку. 

На 501-м маршруте встречаются рельсы, изготовленные в 1884 году, рельсы из Ирана, рельсы, мастерски сваренные из метровых кусков в 10-метровые пролеты, но так никогда и не ощутившие тяжесть паровозных колес.

Сопроводить нас до Воркуты вызвались ребята из джип-клуба «Кедр» города Надым на двух УАЗиках. Встреча, устроенная Анатолием «Лютым» в Новом Уренгое, походила на отвальную. Пробы строганины и оленины. «Гастарбайтеры» из Уфы, Ижевска, Перми. Жилые бараки на фоне цветных многоэтажек Газпрома. Обитательницы легендарного клуба «Жара». Десятки круглосуточно работающих (даже на стоянке) машин… Таким запомнился Новый Уренгой. Торжественные проводы, устроенные администрацией города вкупе с «Газпром добыча Уренгой», смутили. Кто мы? Что значимого решили мы сделать для Страны и этих людей, уделяющих нам столько внимания? 

Отзвучали музыка и теплые слова, и мы красивой колонной едем в сторону Надыма по прекрасному зимнику. Жидкий лес вдоль отсыпки, преддверие Ямальской тундры… Солнце сопровождало нас холодным взглядом, то прячась, то появляясь из-за облаков, сливающихся с горизонтом. Среди снегов табличка «Надым». Это река, на берегах которой вырос город. Десятки наглых куропаток белыми комочками переваливают через дорогу, тяжело махая крыльями. Их спугнули песцы, чью охоту мы прервали стрекотом моторов. Ветер треплет металл, пытается выбить из седел. Начинается снегопад. Снег повсюду: под нами, над нами, вокруг нас, в нас… Местами ветер стихает, и тогда можно различить полуразрушенные мосты страшной ГУЛАГовской стройки. 

Въезжаем в Надым. Нас встречают два Игоря из Русского географического общества и девушки в национальных одеждах с хлебом-солью, муксуном и морошкой. С почетным эскортом двигаемся по городу, современному и опрятному. Посещение музея, чаепитие в чуме, встреча с молодежью и приятный вечер в гараже (ТО мотоциклов и дегустация спирта). Прогноз на завтра – метель. Но зимник рабочий и расстояние небольшое (около300 км). Прислушиваемся к местным и… делаем по-своему. Едем! 

Дорога бежит вдоль «железки», то вдоль нового полотна, вдоль старой, печально знаменитой 501-й стройки. «Мертвая дорога», «Дорога на костях»… Она же – Трансполярная магистраль. Самая грандиозная стройка ГУЛАГа: около 100 000 заключенных работало тут одновременно. Строили долго, бездарно, в никуда… А рапортовали бодро, успешно. 

Трудовые будни мы прочувствовали сполна. Конечно, махать кайлом на 50-градусном морозе не пришлось. Вытаптывание тропы для мотоциклов в глубоком снегу в течение целого дня при «минус 30» дает лишь слабое представление о тех ужасных трудоднях. Но фантазия давит на мозг свинцом жестокости бытия. Каким Человеком надо быть, чтобы не сломаться, не утратить веру – и жить в больной стране дальше? 

Остановка. Ветер. Мороз… Солнце – только на воротах лагеря у разъезда Щучье. Из-за него, сколоченного из досок, и называли эту часть СССР «Страной деревянного Солнца». Это самый сохранившийся лагерь, один из двухсот. Каждые 10–15 км дороги отмечены огороженным колючей проволокой прямоугольником 500х600 м. И в каждом были вышки, бараки, кухня, клуб, карцер, кладбище… Все полуразрушено и заброшено. Длинный деревянный барак. Нары 140х70 см, 100-литровые чугунные котлы для пищи, печки из бочек… И все время какие-то звуки: то скрипят доски, то звякает железо… а у погасшего 60 лет назад очага из ржавой бочки чей-то голос попросил меня подвинуться… Заходим в карцер, снимаем подшлемники. На стене вместо цветов оставляем сигареты… Выпив без тоста, двигаемся дальше. 

Снег, подъемы, разрушенные пути, снег, речки, мостики, снег… Только стемнело, как северные ветра принесли еще снег. Он везде: сверху, снизу, сбоку… Начались переметы. Двигаться сквозь ночную метель при 27-градусном морозе проблематично. Встать лагерем еще менее реально. Выбираем движение. Пока видимость и навигатор позволяли имитировать перемещение вперед, мы ехали. Несколько встречных грузовиков придали уверенности. Всю ночь нас проверял Зимник. Всю ночь мы боролись с глубоким снегом и слабостью характера. Мы выдержали и к утру были на отсыпке в 30 км от Салехарда. 

Улыбка Севера уцелевшим – дуга северного сияния в полнеба! И мы на асфальте! Нас встречают представители администрации. Валимся спать в комфортных номерах турбазы (подгон от «Ямал-Тур»). Следующий день посвятили осмотру столицы Ямало-Ненецкого АО, когда-то любимого места ссылки политических. У стелы, обозначающей географическую точку полярного круга, нас приветствовал Ямал Ири (ямальский Дед Мороз). Седой ненец с бубном заманил в свой шаманский хоровод, а затем попросил… покатать на мотоцикле (2-е правило мототуризма на Дедов Морозов не распространяется!).

Недалеко протекает река Шайтанка, где установлен мемориал строителям 501-й – паровоз. На табличке: «Железный путь на самый край земли был беспощадно судьбами людей уложен…» Все соблюдают ПДД! Даже ненцы на оленях. Опрос населения показал, что гаишники взяток не берут! И улыбаются! И машут руками мотоциклистам! И мне хотелось жать им руки и говорить совершенно другие слова, нежели те, что привычно срываются при встрече на остальной территории России.

Тундра по-ненецки – «ВЫ» (гортанно, с любовью). На вопрос «Как называется снег?», спросили: «Какой?» Есть наст, хрустящий, свежий, сладкий, подтаявший, топтанный оленями… даже желтый! Десятки определений, но просто «снега» нет.

Посетили Ямало-Ненецкий музейно-выставочный комплекс им. И. С. Шемановского. Изучили уклад жизни местного населения. Это не только ненцы, но и ханты, и селькупы. Они живут в гармонии с природой, как и их предки сотни лет назад. Появились снегоходы, мобильные телефоны, дизельные генераторы и телевидение, но в целом уклад остался прежним. Многие приезжают в город, где продают оленину и рыбу, теплые вещи на оленьем меху. Мы выменяли у ненцев пояса (сняли прямо с охотников), пропахшие салом и свежей кровью оленей, жизнью чума. 

Салехард ночью буквально горит. Все улицы подсвечены, а дома выкрашены в яркие цвета. Похоже, это сделано для поддержания психики людей, чтобы снять «синдром полярного напряжения» от полугода полярной ночи и 8-месячного созерцания снега. А люди здесь крайне позитивны и активны. Их характеризует стела «Романтикам 70-х» в память об эпохе комсомольско-молодежного задора. Вместе с этими романтиками мы обсудили дальнейшее продвижение в сторону Воркуты. И нашли отличного парня – Женю Сказку (фамилия такая), который на четвертушке листа нарисовал карту – два поворота, одно схематичное изображение ЖД-путей и надпись «Полярный Урал». 

О том, что нас ждет, высказывались лишь догадки. Если не поедем, то не узнаем! Регистрируемся в МЧС (такой порядок) и получаем разрешение ФСБ на въезд в погранзону. «Кто? Куда? Зачем?..» – простые вопросы, ответы на которые мы не знаем сами. На месте дежурного МЧС я бы отреагировал так: «На каких, нах, мотоциклах?! Мы здесь работаем, а не в клоунов играем!» Но он вежливо поинтересовался состоянием здоровья (головы?) участников экспедиции. 

Утром все-таки выезжаем. Солнце. Мороз. 30 км до Харпа асфальт. Олени, видимо, приняли нас за новую породу копытных и решили пообщаться. Но мы оказались пугливы и быстры! Ведь смысл их разговора был понятен: «Не лезьте к нашим бабам!» «Минус 28» плавно превращается в «минус 38»… В Харпе нас встречает глава администрации. Мы узнаем про рудники, про зону, про людей… но не про дорогу: «Никто тудой не ехает!» 

 

Но говорят, что в брошенном поселке Полярный (110 км) живет человек, давно. И возможно… если он еще там… если еще есть электричество… Но если полпути позади, то – алга !(каз. – вперед!) Вот он – настоящий Зимник! Дикий, малоезженый, в лесу, с подъемами… И со штанами, полными задора и самоуверенности. Проявились недостатки подготовки. Мы узнали, что широкие колеса крайне желательны, а шиповать резину надо двойным рядом и длиной не менее 5–7 мм. Обычная резина становится хрупкой, как пластмасса. Провода любой толщины, подверженные изгибам, ломаются как зубочистки – подогревы ручек, одежды, стекол шлема оставались без питания. А ехать с поднятым визором при –38 °С тяжело: начинают мерзнуть глаза. Но мы едем! 

Рыхлый, местами глубокий снег заставляет играть в «тяни-толкай». Солнечная погода даже в мороз заряжает позитивом. Физические нагрузки таковы, что я все время потею! Движение неравномерное. Горки заставляют держать дистанцию, чтобы брать их с хода, что добавляет пеших прогулок к застрявшим. Рыхлый снег податлив и коварен. Это не песок, и скорость тут не помощник – ты просто взбиваешь тучи снега, думая, что борешься со стихией, а на деле вязнешь все глубже. Моторы стрекочут в верхнем регистре нотной азбуки. Я свой звук не узнаю. Но он обнадеживает, что пока все в порядке, и есть шанс добраться до… До чего? До своего собственного «Я», вновь доказав себе, что ты – мужчина, воин. 

Пейзаж – небольшие елки, искрящийся снег и солнечное гало (от др.-греч. – оптический феномен, светящееся радужное кольцо вокруг солнца (или другого источника света)). В старину небесные явления принимали за знамения (как правило, дурные). А чувашские народные приметы сообщают – к похолоданию… Но кто из смелых парней верит в приметы? «Нас невозможно сбить с пути – нам все равно куда идти!» 

Но сейчас наша цель – Северный Ледовитый океан! А путь к нему только через Полярный Урал, через мороз, снег, ветер. И через себя. Меж гор ползет караван мото циклов. Тень скрывает внутренние усилия и тяжесть управления машинами. Остановки окутаны паром от разогретых тел. Спина не высыхала уже 4 часа. Щеки обморожены. Глаза саднит. Слезы замерзли. Битва! Ветер ощущаем уже всем организмом – словно деревянным мечом, он рубит по рукам и ногам. Иногда достается голове – немного усилий, и сотряс от порыва медленно подкатывает к горлу тошнотой… БИТВА! 

Вновь между гор движется караван. Солнечные лучи выхватывают несколько чумов, рядом запаркованы нарты. Дым – хозяева на месте. Радушный прием, вопросы-ответы… и удивительное условие: хотите фото – платите! Мы опешили… Но, поразмыслив, понимаем. А вы бы пустили невесть кого в дом, разрешили снимать своих детей, трогать свои вещи? Даже за деньги?.. Приятная беседа быстро сгладила осадок. Обед – по времени, а не по пробегу и точке на карте. Мы уже научились уважать Север. Никакой дерготни, суеты, спешки. Достаем припасы, греем еду горелками. Пока горит огонь, еда похожа на еду. Пока кладешь ее в тарелку, она превращается в некую субстанцию, напоминающую комбикорм. Тушенку можно крошить молотком. А мороженое из язя в масле вполне себе ничего. Вода уже 10 минут делает вид, что закипает. Грызем оленину, лук, хлеб. Заправка организма, а не вкушение яств. Мусор забираем с собой. Не поднимается рука бросить даже фантик на белоснежное покрывало тундры. Видел у зимника красную бочку из-под масла. Выглядит, будто кто-то безжалостно лишил тундру девственности, обесчестил… Люди! Вы кто?! 

До Полярного около 20 км, но впереди сошла лавина, и зимник погребен под 4-метровым слоем снега. Объезд преградил вскрывшийся ручей. Огромный КамАЗ тщетно пытался прорваться на другой берег. Он гудел, светил фарами, буксовал и матерился, но ручей заставил его отступить. И тут появился 30-тонный четырехосный тягач «Татра»… совершенно бесполезный для нас. 30-метровый разлив с глубиной более метра при 44-градусном морозе просто угробил бы технику, а возможно, и нас… 

Речи о битве уже нет. Держим совет. Предводитель джип-клуба Дима, всегда полный энергии, говорит: «Всё, приехали, братва…» Неужели придется отступить? Озвучиваем любые идеи. Принята как запасная «ждать пока замерзнет», а как рабочая – «искать объезд». Стемнело. Дима с парнями исследует берег и через пару часов находит место, где толщина льда достаточна. Только глубина сугробов около двух метров. Бодрый голос Димы сообщает, что 140 м до переправы можно пробить за 6–8 часов. Слышим главное – это возможно! Теперь есть цель!..

В трудовой книжке хантыйки, радушно зазвавшей нас в чум, профессия: «работница чума», а прописка: «ямальская тундра».

Технология пробивки зимника: загоняешь джип «по самое не хочу», с помощью лебедки и людей вытаскиваешь его на полностью спущенных колесах, повторяешь процедуру 3–4 раза, в это время люди копают снег впереди и позади, потом рубят кусты и деревья, а после утаптывают их в снег. Опять джип елозит туда-сюда, пауза 1–2 часа, чтобы снег схватился, и зимник готов! У нас 6 лопат, 3 топора, 34 руки. А какая луна освещала наше общение со снегом и лопатами! А какой морозец схватывал на лету наши плевки! А как мы хотели построить эту дорогу! Через 12 часов зимник был готов. А на другой стороне упираемся в десяток грузовиков, ожидавших возможности переправиться. Колея-то одна! Ждем расcвета… Минус 46. Непрерывно работающие машины и мотоциклы. Пар. Снег. Северное Сияние. Холод везде. 

С восходом начинается движение. Через несколько часов первая машина перебирается на другую сторону. Теперь на карте новое название: «Байкерский объезд». Мы построили настоящую часть зимника! В Полярном раз в неделю останавливается поезд с вагоном-магазином, изредка высаживая туристов. Занесенные по крышу домики, пустые ангары, оборванные провода… Хаос, пустота… Это наша Родина, брат! 

Нас встречает единственный обитатель. Великодушно устраивает на чердак. Тесновато, грязновато, тускловато. Но тепло! После двух суток на свежем воздухе это здорово! Володя то ли сторож, то ли старожил. Говорит, людей зимой немного, но зимник живет, а сейчас строители Трубы поставили вагончик. «Иногда, правда, кто-то ходит здесь, по домику или рядом, но, наверное, это приличные люди, прошлые обитатели поселка…» Утром обнаруживаем выдавленное масло на одном мотоцикле, закипевший аккумулятор на втором, спущенное колесо на третьем. Приводим в порядок и выдвигаемся. 

Движение рваное, не быстрое. Ночью зачиналась метель, и теперь дорога плотно усеяна переметами. Мотоциклы натужно вспахивают целину, да и джипам приходится постараться. Надымские парни бодро спускают и качают шины, шустро дергают нас. Где-то здесь мы «вторглись» из Азии в Европу, на территорию Республики Коми. Впереди перевал. 500 м. Преодолевая сильный ветер со снегом, мы упорно карабкаемся вверх, борясь за каждый метр. После каждого толкания со вкусом глотаем обжигающе ледяной воздух. 

Потеплело: –28 °С. Оборачиваясь, вижу, как наши перемещаются по белому листу горного хребта. Медленно, но движутся, а значит, цель будет достигнута. Вот мы на перевале! Первым на спуск пошел УАЗ Димы, задорно раскачиваясь и подпрыгивая на кочках. Насколько добровольна его прыть, пришлось проверять самому. Мне как-то довелось съехать по бобслейной трассе, но тут было круче! Еще несколько подъемов, и мы на площадке возле старого балка (будки для отдыха). Балок заброшен, но от ветра защищает. Пара нар, горы мусора. Решаем обедать. Ветер крепчает, видимость падает. До Воркуты 80 км. Успеть бы до темноты! Но сильный ветер превращается в ураганный. 

Мороз –27 °С. Видимость 3–5 м, и габаритные огни исчезают за белым занавесом. Двигаться дальше бесполезно. От балка прошли 1600 м за 3 часа. По ощущениям, я уже на подъезде к Тюмени – потерянные в пространстве теряются во времени… Вселенская энтропия: где-то солнце и тепло, а мы здесь, где холодно, снежно и сложно курить. Снег забивает глаза, ноздри, уши… Метель стремится сровнять зимник, колеи уже не видно. Она на страже своей территории от произвола людей, от гор мусора, от слова небрежного. Все понятно: дальше никак, а назад – вообще никак… 

Вытаскиваем технику за линию зимника. Забыл натянуть балаклаву, и метель уже грызет лицо. Обморожены нос, руки, щеки. На мельчайшей растительности лица повисли ледяные комья. Быстро растираемся водкой. Попытка установить штормовую палатку превратила ее в подарок северным оленям. Это уже Пурга! Вокруг растут заносы. Круговерть снега завораживает – можно медитировать, если бы не его обжигающие прикосновения. Втискиваюсь в машину, где уже живут пять человек. В кармане, застегнутом на молнию, всепроникающий снег. Что будет с техникой?.. Мотоциклы начинают глохнуть и не заводятся даже с кикстартера. У машин плавают обороты – воздушные фильтры забивает снег… Прекращаем попытки бороться за мотоциклы – отойдя от машины на пару шагов, рискуешь ее не найти. Найдут ли тебя?.. Теперь и сон, и пищу, и все другие желания нам заменило ожидание. Стекла покрыты толстым слоем льда, слышно лишь неровное дыхание мотора и угрожающие завывания ветра… 

Стемнело. Снег на полу не тает, значит, внутри не особо теплей, чем снаружи. Атмосферное давление падало, руша надежды на прекращение пурги. Прошло 12 часов… Звоним по спутнику в МЧС. Голос дежурного спокоен и конкретен: «Те самые мотоциклисты?.. Больные есть? – Хотелось ответить: только на голову. – Еда? Топливо?.. Прогноз – метель еще двое суток. Если надо, вышлем вездеход. Людей спасем всех, не волнуйтесь!» 

Договариваемся о контрольном звонке через сутки. Ожидание… По рации общаемся с другими машинами, в эфире песня «Воркутинский снег». Смешно! Наверное… Утром ветер немного ослаб, и видимость улучшилась, открыв колонну «Уралов», пришедшую за нами. Теперь нас целый город! В колонне – «Трэкол» (вездеход на больших колесах). Аудиенция у начальника колонны. Обещает не бросить. Колонна собиралась ночевать в Полярном, но начальство где-то там уверенно рассказало, что колонна мотоциклистов легко прошла перевал… Начальник колонны с улыбкой качает головой: «Ладно вы, ладно начальство, но я-то зачем поперся в такую погоду?!» 

Но для нас это крайне удачно! После двухчасовой паузы снова пурга. Еще сутки ожидания… Воды нет, но есть снег, хлеба нет, но есть консервы и повторно заваренные пакетики чая. Солярка на исходе, но люди Севера широки душой – наливают 100 л бесплатно. Кто-то приносит воды. Спасибо, парни! На третьи сутки посветлело. Ветер стих. Пролетела птица. Можно двигаться!.. Но как? Оба УАЗика завалены снегом даже внутри. Мотоциклы погребены под снегом. Джиперы без суеты начинают колдовать над УАЗами. Мы занимаемся мотоциклами. Похоже, все реанимировать не удастся… 

Закрепляемся каждый за отдельной машиной. Колонна начинает бить зимник, но это, скорее, топтание на месте. Даже не все «Уралы» способны двигаться в глубоком снегу. «Хозяйка» (трехосный «Урал» со всеми блокировками) с трудом бьет дорогу первой. Через полдня остановка. Метель опять усиливается, дороги не видно. Наученные опытом, пытаемся правильно расставить машины. Еще одна ночевка в тундре. Все чистят зубы и умываются снегом. Пятые сутки в одном термо-белье… Говорят, Амундсен не снимал белье 11 месяцев, так что на рекорд пока не идем. 

Мы готовим «Тундра-фреш»! Рецепт: набираешь в кружку снег трехдневной пурги, растапливаешь его на горелке в заметенной машине, опускаешь в кипяток многократно заваренный пакетик чая, чувствуя локти и запах друзей, и думаешь о «Сникерсе». Пил ли я что-либо вкуснее? Наверное, только воду из рук российского консула в Ираке… Слаженная команда поддерживала сама себя. Шутки в эфире, раздел последнего «Сникерса» на 12 частей, отказ от водки, сон в обнимку… Было страшно, но чувство безысходности отсутствовало. Утренний зов организма подбросил к двери. Но она не открывается! Скребем окна – тот же белый лист, но с другой стороны стекла. Нас замело по крышу! Так в одиночном походе люди и остаются в тундре навсегда… 

По рации просим помощи. Соратники вымогают будущие «Сникерсы» и строчки в завещании. Приятные, добрые парни! Шестые сутки. Еда – рыбные консервы и пюре, разведенное снегом. На десерт грызем замороженные маринованные помидоры. Штормовое предупреждение на следующую ночь. Надо валить! Снег цепляет «Уралы» за бампера, глотает колеса… Наши лопаты и упорство творят чудеса. Пейзаж изменился – все меньше гор, все чаще пересекаем речки и ручьи. По-прежнему дорогу приходится лопатить и пробивать, но мы приближаемся к отсыпке – дороге вдоль Трубы. Попадаются брошенные автомобили – иногда новенькие, но чаще сгоревшие. 

Если машину сразу не вытащить, то через 10 дней это бессмысленно – очень дорого. Машина вымерзает навсегда. Это Север. Затемно встречаем вездеход МЧС с прицепом. Все-таки не поверили, что выберемся, и выслали его за нами. Спасибо! А вот и шлагбаум, выезд с зимника. До Воркуты 15 км по дороге. По дороге!!! Нас встречают милые Лены из администрации Воркуты, единственный эндурист Сергей, а еще Андрей, приехавший на XR-одиночке из Ухты. Баня! Белье! Кровать!.. Мы первые, кто добрался сюда на мотоциклах, да еще зимой! Оказалось, что такой пурги (мороз за 30 и ветер 140 км/ч) не было 24 года! 

Повезло, что встретились такие люди и Север был благосклонен. Мы едем к океану! Погода хороша – мороз и солнце. В МЧС помялись, но выпустили за шлагбаум. Хорошая отсыпка, укатанный снег, активное движение. Ветер запускает ручейки снега, он искрится и завораживает. Реки тоже полны снега и им же текут. Взгляд упирается в гряду заснеженных гор. Константинов Камень! Величие. Спокойствие. Красота. Где-то рядом бродит Нирвана… Стада зайцев вдоль дороги – белые комочки сотнями рассыпаются по тундре. 

Много техники. Все вдоль Трубы. Вахтовый поселок – больше сотни вагончиков, магазин, спутниковые тарелки, дизеля. В вагончик-магазин входит человек в тапочках и футболке (мороз ниже 30) – наверное, живет рядом (до вагончиков несколько сот метров). Что там гвозди – рельсы бы делать из этих людей! Ветер усиливается, видимость снижается – знакомые симптомы метели. За 3 часа все стало белым. От поселка 90 км, а до берега, где, по слухам, тоже поселок – 40 км. Только вперед!.. Но как? И тут нас объезжают два КамАЗа, мы за ними! Дистанция 3 м, иначе потеряемся! Скорость 20 км/ч. В пурге проникаем на территорию закрытого вахтового поселка. Возвращаемся на 1,5 км, но понимаем, что видимости нет совсем. 

Назад, к людям! Идем по приборам в полном смысле слова – навигатор на максимальном приближении, а ты рулишь по синей полоске на экране. Видимость один (!) метр, если промахнешься с обочиной, то шансов выбраться нет. Где-то мы пропустили грань между экстримом и полной ж..! Aааа!.. Но вот мы снова на территории поселка. ЗАС «Ярыгская». Все в лыжных очках. Все (5 человек) вежливо общаются с нами, представившись службой безопасности. Провожают в штаб. Сильно удивлены, что у нас нет бумаг. «Может, удостоверение какое? Или хотя бы пропуск на объект Газпрома?» Нет. Есть шлем, мотоцикл… Пять часов ожидания,звонков, согласований… и мы допущены в жилой вагончик. 

В поселке строгое табу на алкоголь. Видимости не прибавилось, по ошибке заходим в чужой. В двух купе 8 человек, 1,5-метровый стол и бак с водой, а еще сушка с валенками, которые воздух не озонируют. Выглядит как тюремный барак с хорошей отделкой, а не место отдыха тружеников Севера, зарабатывающих миллиарды для… страны. В нашем пристанище все то же самое. Делим место с инженерами из Перми, закончившими вахту. Рассказы о быте вызывают возмущение. Инженеры живут по 4 человека, остальные – по 8. Столовая есть. Зарплата около 40 тыс. руб. Говорят, есть баня. Магазин. Четыре неотапливаемых туалета «прямого попадания», из пяти дырок доступна одна, остальные забиты. 

А в поселке около 400 человек. Вокруг вагончиков желтый снег. Вагон качается под напором ветра. Сон тревожен. Звуки снаружи пугают даже нас, «бывалых полярников». Утро встречает просветлением и очередью в туалет. 10-15-20 минут… Все, нет сил! И я играю «в лазер» на снегу. Выдвигаемся к океану. Пешком. До кромки воды 1300 м. Навигатор показывает, что мы над водой Карского моря, части Северного Ледовитого океана. Ура! Мы это сделали! Сам Океан дорисовывает фантазия, сквозь дымку мы видим белую поверхность, уходящую в другую, сверху. Но ощущения могучего, сурового, огромного Океана есть! 

Вдохновленные, возвращаемся в поселок. Назад пока нельзя: в 30 км метель, и дорога занесена. Еще день в поселке. К вечеру идет колонна в сторону Воркуты. Мы с ней. Двигаемся бодро, но не долго… В районе Гагарки метель. КамАЗы стоят. Огромный Caterpillar («девятка») борется с заносом. Опять лопаты, опять буксир… Уже ночь. Мы прячемся в поселке «ЯмалАвтоДора». 

Утром едем дальше. Погода наладилась – солнце, –40 °С. Любуемся стадами зайцев и оптическими эффектами природы: озером, замерзшим под углом к горизонту, горами, висящими в воздухе… Вот и Воркута. Отсюда дорога домой!.. 

Участники экспедиции благодарят администрации городов Надым, Салехард, Воркута, Лабытнанги, Сыктывкар, Новый Уренгой, AO «Газпром добыча Уренгой», джип-клуб «Кедр» (г. Надым), филиал РГО Ямало-Ненецкого АО, Союз ветеранов ФСБ г. Тюмень, мотоклуб «Полярные волки» (г. Воркута), мотоклуб «Орден Преображения» (г. Киров), водителей колонн «Стройгазконсалтинг-Север», МЧС России, «Северсталь», Всероссийское общество охраны природы (С.-Петербург).

 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх