На одном баке

09 ноября 2019

Доехать из Москвы в Санкт-Петербург на одном баке бензина у меня никогда не получалось, даже на машине. То бак был маленький, то расход топлива большой, то пробки на дороги такие, что об экономичной езде не могло быть и речи. Про осуществление этого на мотоцикле долгое время даже и говорить не приходилось. Но очень хотелось...


На одном баке

Выпуск:
Журнал «МОТО» - сентябрь 2019

Автор:
Денис DEAN ПАНФЁРОВ, фото автора и DeeTroy

Просмотры:
4

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

В какой‑то момент внутренний голос стал мне подсказывать, что чисто теоретически это возможно, осталось только воплотить теорию в жизнь. Я начал разрабатывать план, чтобы повысить вероятность успешного исполнения задуманного.
Большой бензобак нужно заправить гарантированно качественным бензином с октановым числом рекомендованным либо немного превосходящим требования производителя мотоцикла. Накануне поездки я почти пустой бак залил «сотым» на заправке «Газпромнефть», при старте лишь плеснул до верха бензином «Экто 95» на «Лукойле». Мотор работал ровно и тихо, никаких детонаций, само собой, не было. Запасные два литра бензина на случай «высыхания» были спрятаны в багаже.
Вообще‑то, один из самых «дальнобойных» мотоциклов на сегодняшний день – это BMW R 1250 GS Adventure с 30‑литровым баком. Заявлено, что он потребляет 4,75 л топлива на 100 км пробега (по смешанному циклу WMTC). Делим одно на другое и получаем 631 км. Слишком просто. Пропадает элемент авантюрности. Поэтому выбор пал на младший «Эдвенчер» – BMW F 850 GS Adventure с 23‑литровым баком и заявленным расходом 4,1 л на 100 км. Делим одно на другое и получаем запас хода 561 км. А нам надо проехать на 100 км больше. Вот это уже похоже на челлендж!
На мотоцикле генератор обычно сделан с постоянными магнитами в роторе, а не по­-автомобильному, с электромагнитами и подачей тока возбуждения. Поэтому количество и мощность потребителей тока в мотоцикле на расход бензина не влияют никак, нет смысла экономить, выключая свет и не включая подогрев рукояток руля. Так что все фары горели, ручки грелись, ещё и аварийная сигнализация работала.
Делим 23 литра на 660 кило метров и получаем 3,48 л / 100 км – это усреднённый расход, из которого нельзя выходить ни в коем случае. Цифра достижимая сама по себе: к примеру, редко какая 125‑ка из неё выходит. Но в применении к мотоциклу с объёмом мотора 853 см3 и мощностью 95 л.с. она уже настораживает. Придётся экономить, и экономить жёстко. На картинке представлены 12 моментов, на контроле которых я и сконцентрировался.

Приборная панель с трип­компьютером и GPS с проложенным маршрутом помогают видеть в режиме реального времени, удаётся ли затеянное. Оперируя средним расходом топлива, примерным запасом хода и расстоянием до цели, которое сообщает GPS, можно понять, правильный ли у тебя скоростной режим – или он срочно нуждается в корректировке.
Выезд из Москвы, запланированный на пять утра, состоялся только в восемь, когда стало понятно, что дождь заканчиваться не собирается. На заправке, расположенной на съезде с Ленинградки на МКАД, я заливаю бак по кромку горловины, обнуляю все показания обоих трип-компьютеров и плавно стартую. Сверху льёт, на асфальте вода в колеях, впереди платная Ленинградка (М11).
Шлем в дальней дороге должен быть тихим, комфортным и закрытым. Его аэродинамически выверенная форма снизит шумы и обеспечит наименьшее сопротивление набегающему воздушному потоку. Вариант турэндурного шлема с козырьком хоть стилистически тут и уместен, но был отвергнут за плохие аэродинамические качества самого козырька.
Ехать по платной дороге я решил по нескольким причинам. Во‑первых, она прямее, значит, короче. Во‑вторых, она менее загружена, что позволит ехать по ней в том темпе, который выбрал ты, а не в том, который диктуют тебе окружающие участники дорожного движения. В‑третьих, на ней нет светофоров, то есть можно двигаться размеренно и монотонно в одном темпе, не теряя топлива на разгонах после остановок. По этой же причине в нагрудный карман куртки я положил транспондер М11, по которому можно безостановочно проезжать через пункты сбора оплаты. Небольшая коробочка при приближении к шлагбауму ловит сигнал, отвечает, её ответ слышит система и поднимает шлагбаум. Как только перед пунктами оплаты начинаются знаки 90–70–50–30, идущие подряд, ты выжимаешь сцепление, отщёлкиваешь на нейтраль и плавным накатом едешь по полосе для транспондеров, которая выделена яркими жёлтыми указателями. Если всё правильно рассчитать, то перед шлагбаумом даже тормозить не придётся – он открывается автоматически, и можно начинать плавно и экономично разгоняться.
Лобовое стекло, если регулируется, надо ставить в такое положение, при котором будет наименьший уровень шума. Шум – это завихрения, а завихрения – потеря мощности. При постоянной скорости движения 76 км/ч с полностью опущенным стеклом было тише, чем с поднятым. А на высоких скоростях с поднятым становилось тише, чем с опущенным.
Украсть магнит на холодильник в магазине сувениров или полотенце в отеле – это сомнительный повод для гордости. Есть в этих поступках что‑то гопническое и быдловатое. Но с платными дорогами почему‑то мозг отказывается воспринимать проезд под открывшийся шлагбаум вслед за оплатившей машиной как воровство и совершенно не стесняется вовсю пользоваться неоплаченной услугой. Равная стоимость оплаты для машины и мотоцикла, может, и должна быть поводом для дискуссии, но сам факт уклонения от оплаты – это нечестно по отношению к тем людям, которые поддерживают дорогу в идеальном состоянии и обеспечивают на ней безопасность. С транспондером на всех платных дорогах проезжаешь не только без очереди, но и со скидкой. И совесть остаётся чистой.
Транспондер для безостановочного проезда пунктов сбора платы на дорогах лежал в нагрудном кармане куртки и исправно срабатывал при приближении к шлагбауму. Клеить его к стеклу мотоцикла либо доставать и махать в воздухе не требовалось – шлагбаум охотно поднимался сам при приближении к нему.
При приближении к аэропорту «Шереметьево» бортовой компьютер показывал расход 3,7 и запас хода на баке 580 км. «Ковальски, это не Мадагаскар!» Надо что‑то менять. Например, снижать крейсерскую скорость – 90 оказалось много. Снижаю до 74, включаю аварийку, чтобы сзади грузовиком не наехали, и смещаюсь к обочине. Дождь не прекращается, но хорошая ливневая канализация платной дороги и отсутствие колейности позволяют ехать, не поднимая фонтаны воды. В шлеме диктор хорошо поставленным голосом читает «Мастера и Маргариту» Булгакова, машин мало, еду на круиз‑контроле. Чашка крепкого эспрессо, выпитая дома, не даёт погрузиться в полный анабиоз.
Экипировка должна плотно облегать тело и не трепы­хаться на ветру. Любые хлопанья ткани, надувание пузырей в куртке и развевающийся плащ супергероя – это потери энергии и увеличенный расход топлива. Кожа, плотная кордура, в жару сетка – материал должен соответствовать погоде, но фасон неизменен: облегающая тело куртка и неширокие штаны.
На скорости 74 дела пошли лучше. Средний расход упал до 3,4. Остаток пути на имеющемся топливе стал расти. Интересно, вроде едешь вперёд, а цифра не уменьшается, наоборот, растёт. Как будто бензин по ходу движения вырабатывается, а не расходуется. Вскоре чернота грозового неба сменилась хмарью неба просто дождевого, интенсивность струй уменьшилась, и к моменту выезда на бесплатную кольцевую вокруг Твери душ прекратился. Ура! Можно снять дождевик, портящий аэродинамику, а энергия мотора перестанет тратиться на поднятие с земли брызг воды и прорезание колёсами плёнки жидкости на асфальте. Жду резкого падения расхода.


Боковые кофры на действительно большой скорости добавляют к расходу примерно 1,5 л на 100 км. При 75 км/ч эта цифра будет не такой внушительной, тем не менее лучше отдать предпочтение центральному кофру, можно дополнить его сумкой на баке. Плюс излишняя ширина мотоцикла, которую обеспечивают ящики по бокам, может сыграть злую шутку при попытках ехать со скоростью, отличающейся от скорости потока: по обочине медленно или между рядов быстро.
Ожидания подтвердились, но не резко. Через некоторое время цифра 3,4 сменилась на 3,3, а сильно позже зависла на 3,2. К концу платной дороги под Великим Новгородом цифры запаса хода и расстояния до цели наконец‑то совпали. Но впереди бесплатный участок – узкий, загруженный и с населёнными пунктами. Вера в победу есть, но основывается она, скорее, на надежде, а не на математическом расчёте.
Давление в шинах можно поднять выше рекомендо­ванных значений. Тогда покрышка будет меньше проминаться в пятне контакта с асфальтом. От этого уменьшаются сцепные свойства, но меньше энергии тратится на проминание резины при каждом обороте колеса. Резина меньше нагревается, бензин экономится. Не забудьте потом вернуть рекомендованное давление!
Старты со светофоров, появившихся в населённых пунктах, были плавными и спокойными. Аккуратная работа с ручкой газа и быстрые переключения вверх при достижении трети шкалы тахометра. Бортовой компьютер вовремя подсказывал стрелочками на приборной панели оптимальный момент для переключения. После достижения шестой передачи и 76 км/ч реактивировался круиз‑контроль.
Хорошо смазанная цепь меньше шелестит и меньше греется на ходу. Пусть и небольшая, но тоже экономия. Плюс смазанная цепь при асфальтовом применении дольше служит, так что экономится не только бензин, но и деньги. Правильное натяжение цепи тоже снижает расход.
Полметра относительно ровного асфальта на обочине правее сплошной белой линии разметки позволяют ехать справа от шоссе с постоянной скоростью. На шоссе грузовики обгоняют меня, в населённых пунктах и на светофорах я обгоняю их. Монотонный темп движения удаётся поддерживать, стараюсь идти на круиз‑контроле, выставив 76 км/ч. Получается. И вдруг, как гром с ясного неба, в шлеме раздаётся «Внимание! Впереди пост, ограничение 60!» Это программа «Стрелка», молчавшая всю дорогу, напомнила, что 76 превосходит положенные 60, и разница эта больше установленного в программе порога 15 км/ч. Неожиданно. За полтысячи медленных километров я уже успел отвыкнуть от этого электронного голоса, не дающего слушать музыку при движении по Москве в обычном неэкономичном режиме.
При наличии переключаемых карт управления двигателем выбирайте самую плавную и экономичную. Обычно она называется Rain. В ней может быть ограничена максимальная мощность, плюс отклик на поворот ручки газа наиболее мягкий. Это поможет немного экономить топливо при «ручном управлении». А в устоявшихся режимах движения не стесняйтесь пользоваться круиз­-контролем.
Ну а дальше было уже всё просто. Нуднейшая окружная вокруг Тосно, на которой наконец‑то высветилась заветная цифра 3,1, кусочек дороги до КАД, мудрёная развязка с окружной, указатель «Санкт‑Петербург» на белом фоне. Пройден путь 658,5 км со средней скоростью 72 км/ч, расход топлива на этом пути 3,1 л/100 км, на остатках бензина в баке можно было проехать, по уверениям трип‑компьютера, ещё 61 км. Job done.

Если после того, как загорится лампочка резерва на при­борной панели, резко и безоговорочно перейти в режим «улитка» и поехать суперэкономично, то до полного высы­хания можно преодолеть 70–100 км, а не привычные 20–30. Это может оказаться полезным на свежепостроенных участ­ках шоссе, ещё не охваченных сетью АЗС, либо в малонасе­лённых районах, где расстояние от заправки до заправки может неожиданно оказаться существенно большим, чем вы рассчитывали.
К слову, остатков бензина в баке хватило, чтобы в обычном режиме доехать до центра Петергофа, где уже на парковке гостиницы трип‑компьютер показал запас хода 1 км, и я не стал искушать судьбу, вылив в бак аварийный запас бензина из канистры, чтобы доехать до ближайшей заправки.
Внедорожная резина с крупными шашками сопротивляется качению. Для экономичной езды по асфальту лучше выбрать асфальтовую резину с низким уровнем шума и сопротивле­нием качению. Мы заменили зубастый Michelin Anakee Wild на асфальтовую Kenda Big Block Paver – гладкую, тихую и круглую во всех отношениях.



Зарядка для гаджетов

Десять часов в дороге в полной тишине – это сложно. Исходя из низкой крейсерской скорости музыку было решено заменить на аудиокнигу, чтобы бигбит в наушниках не провоцировал увеличить скорость. Дабы не оказаться в середине леса одновременно без бензина и с севшим телефоном, в штатное гнездо DIN, которое есть на любой технике BMW, Triumph и BRP, я воткнул зарядное устройство Optimate O105, оснащённое двумя USB-разъёмами, на которые он умеет подавать до 3 амперов тока. Эта компактная коробочка обладает интеллектом, не расходует аккумулятор на стоянках, не включается, пока к ней не подключишь телефон, сама выключается при падении напряжения в бортовой сети ниже 12 вольт. То есть вреда мотоциклу нанести не может никак – защита стоит отменная, а вот пользы приносит много: телефон оставался заряженным на 100 % всю дорогу. От влаги защита тоже есть – можно не бояться с коробочкой от Optimate ездить в дождь. Главное, чтобы телефон не пострадал от воды.

Шины Kenda K678 Big Block Paver

Тайваньская компания Kenda выпускает два вида шин для тяжёлых туристических эндуро: внедорожную К784 Big Block и асфальтовую К678 Big Block Paver. Я выбрал Paver для поездки в Питер на одном баке за то, что у них грамотный рисунок, обеспечивающий не только хороший отвод воды из пятна контакта, но и низкий уровень шума и низкое сопротивление качению. Дело в том, что у них нет канавок, проходящих поперёк центра протектора. Именно такие поперечные канавки при накатывании на асфальт издают шлепок, сливающийся на ходу в монотонный гул. А всё, что производит шум, потребляет энергию. На «Пейвере» все канавки диагональные и по асфальту не шлёпают. Есть ещё одно ноу-хау. Острый клинышек стыка двух канавок немного скошен вглубь и при накатывании на асфальт заходит на него плавно, а не резко. Это снижает сопротивление качению. За 2600 км, только первые 700 из которых были медленными, шины совершенно не износились, уверенно цеплялись за сухой асфальт, и предсказуемо себя вели в дождь, который на маршруте не прекращался примерно половину времени. Плоской туристической выработки на заднем колесе не появилось – по профилю и перед, и зад остались ровными полукруглым.

Транспондер для нашего теста предоставлен Северо-западной концессионной компанией (www.15–58 m11.ru); зарядное устройство Optimate – компанией Battery Service (www.batteryservice.ru); шины Kenda – компанией Bohnenkamp (www.bohnenkamp-russia.ru.

 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх

мотошкола