Гастротуризм. Путешествие на KTM 390 Duke и Husqvarna Svartpilen 401 по минеральным источникам Кавказа

28 августа 2021

Бывают тематические туры с дегустациями по винодельням, пивоварням или ресторанам. И интересно, и желудку приятно. Мы решили выступить скромнее, посетив несколько источников минеральной воды. Может не так вкусно, как в случае с вином и пивом, но точно полезнее для организма.


Гастротуризм. Путешествие на KTM 390 Duke и Husqvarna Svartpilen 401 по минеральным источникам Кавказа

Автор:
Денис DEAN Панфёров, фото автора

Просмотры:
1131

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Краснодар

Знакомые, узнав о том, что мы собираемся ехать по М4 своим ходом на "одноствольных" четырёхсотках, крутили пальцем у виска, и яростно доказывали, что мотоцикл с мотором меньше литра и без обтекателя не может быть пригодным для туризма ни при каком раскладе. Я не знаю, что является источником этого стереотипа, но мысль такая сидит плотно в голове большинства мотоциклистов. В качестве аргументов приводилось осыпание позвоночника в трусы, 3-4 часа, которые привезёт нам в конечной точке маршрута любой турист, голова, которую открутит встречным ветром, и дикие боли в спине в конце дня.




Такое чувство, что все эти страшилки прописаны в какой-то методичке для мотоциклистов-первогодок, раздаваемой в мотошколах после сдачи экзаменов на категорию "А". В реальной жизни дорога Москва-Краснодар длиной 1400 километров была преодолена за стандартные 14 часов с остановками на еду, питьё и дозаправки. Очень пригодилась пятилитровая канистра с бензином, прикрученная к сиденью. На обновлённой платной трассе встречаются большие перегоны без заправок, километров по 60-80.


Скорость мы поддерживали в диапазоне 130-140 километров в час. Да, это монотонно и скучно, и порой нас обгоняли автомобили, но ущербными скутеристами мы себя не чувствовали. У меня вообще сложилось чёткое впечатление, что 42-сильный почти 400-кубовый мотор на KTM 390 Duke и Husqvarna Svartpilen 401 – это тот минимум, с которого начинаются настоящие мотоциклы. До него малокубатурники, дающие тебе на дороге лёгкое ощущение ущербности, а после него – полноценные мотоциклы безо всяких компромиссов.




При одинаковых моторах, подвесках и даже рамах, мотоциклы вышли разные по эргономике и удобству. У КТМ высокий горбатый бак, и ты с прямой спиной сидишь В мотоцикле. Подножки водителя расположены строго под сиденьем, что позволяет в любой момент привстать при проезде неровностей. Стоя ехать возможно, но не очень удобно – приходится тянуться вниз к рулю.


Husqvarna идеологически иная. Там ровное сиденье сочленяется с плоским сверху бензобаком, и ты сидишь НА мотоцикле, как на заборе. Ощущение это усиливает низкий и вынесенный вперёд руль, к которому приходится тянуться, и отнесённые назад водительские подножки. Сидеть удобно – поза получается, как на спорт-туристах. Набегающий поток ветра давит в грудь, компенсируя наклон вперёд, создавая равновесие векторов силы и оставляя мышцы спины расслабленными. При внешне кажущейся непригодности такой позы для туризма никакой сложности с большими дневными пробегами нет. Можно было и до Сочи добить одним днём, исполнив норматив Iron Butt Bun Burner 1600k, но нас там никто не ждал, да и планы были другие.


Обещанные 3-4 часа нам не «привёз» никто. За 1400 километров нас вообще обогнал только один мотоциклист. И то этого человека на чёрной Suzuki Hayabusa 1300 второго поколения удалось догнать, как началась пробка, но порвать, как Тузик грелку, не получилось – пробка скоропостижно кончилась, и он унёсся вдаль, мигая аварийкой.


Горячий ключ



«Горячий ключ» – газированная столовая вода с естественной минерализацией, добываемая из глубокой артезианской скважины. После выветривания пузырьков углекислого газа есть небольшой привкус сероводорода, как у болотной воды. Выражение «холодный Горячий ключ» является таким же устоявшимся оксюмороном, как «холодный кипяток» и означает охлаждённую бутылку воды из холодильника магазина. Звучит странно, не спорю, но интуитивно понятно, о чём речь.


Удивительно, но пробки бывают не только в Москве. В Краснодаре к организации дорожного движения тоже есть вопросы. Не так чтобы город стоит, но движется он крайне неохотно. И в таком плотном движении не бывает мотоцикла быстрее, чем узкий, лёгкий и маневренный нейкед. Я много в своей жизни ездил на круизерах, туристах и спорт-туристах. Прошивание пробок на них – тяжёлый труд. Да, это возможно, да, это быстрее, чем на машине, но это работа, пот и нервы.


А на 150-килограммовых «Дюке» со «Свартпиленом» это радость и веселье. Моторчики бодрым подхватом отзываются на работу электронной ручкой газа, поворачивающийся на очень большой угол в каждую сторону руль позволяет мгновенно перепрыгнуть в соседнее междурядье. В плотно стоящей пробке можно ехать причудливыми зигзагами между машин вперёд, не останавливаясь ни на секунду. Небольшой вес мотоцикла не пытается сам завалится на бок, коварно придавив водителя своим авторитетом, а худая селёдочная сущность позволяет без страха втискиваться в самые узкие щели потока. Получается езда в стиле «унижай и доминируй». Да, надо чуть дальше просчитывать свою траекторию и избегать затычных мест, где придётся тормозить, а тем более останавливаться, ведь на каждом разгоне вы проигрываете мотоциклу с большим объёмом мотора, но если смело ехать ходом, то тягаться с вами будет очень-очень трудно.




От Горячего ключа через Кутаис на Хадыженск идёт прекрасный плавный серпантин без затычных шпилек. Он лёгкий и раскатистый, провоцирует откручивать и наваливать. Ровный асфальт радует, а разметка и знаки помогают читать дорогу. А потом случается волшебство. Знаки остаются, а асфальт пропадает, сменяясь укатанным гравийным грейдером. Такое чувство, что хорошо подготовились к укладке асфальта, но сначала асфальтоукладчик украли, а потом запасённый асфальт чудесным образом превратили в новые Porsche Cayenne главы сельского поселения и местных депутатов.




Но по гравию эти четырёхсотки ехали быстро и весело, только о прохождении поворотов «с коленкой» пришлось забыть. Интересно, что все мосты через реки готовы – там есть и асфальт, и разметка, и ограждения по бокам. Но эти следы присутствия иной, более развитой цивилизации начинаются за 50 метров до моста и заканчиваются через 50 метров после него. А потом снова гравий. Если вы морально готовы к небольшому кусочку лёгкого оффроуда, то получите от него удовольствие. А вот если у вас настоящий люкс-турер с объёмом мотора больше литра, то можно выбрать более загруженный и менее красивый асфальтовый маршрут через Имеретинскую и Тверскую.


Архыз




«Архыз» – питьевая талая ледниковая вода слабой минерализации. Такую можно пить в любом количестве прямо из бутылки, можно делать чай и кофе, можно варить на ней суп. Продаётся в бутылях объёмом от 500 миллилитров до 19 литров. Она чистая, хорошо утоляет жажду и не обладает никакими специфическими привкусами. Просто вода, какой она должна быть в неиспорченной человеком природе.


Хадыженск-Апшеронск-Майкоп-Лабинск-Мостовской-Преградная-Сторожевая-Зеленчукская – это просто скучная дорога по предгорьям Кавказского хребта. Плоская и неинтересная. Поля, леса, города и станицы. Количество церквей постепенно уменьшается, количество мечетей растёт. В хорошую погоду на горизонте виден кавказский хребет. Если повезёт, пару раз мелькнёт двойная сахарная голова Эльбруса. Для равнинных жителей средней полосы покажется красивым, но не оглушающе прекрасным. Этот участок пути просто надо перетерпеть, чтобы доехать до участка Зеленчукская-Архыз.




А вот этот отрезок пути нужно вносить в список для обязательного посещения всеми мотоциклистами России. Есть такое понятие Rollercoaster – извилистая дорога, идущая точно по берегу океана, или моря. Моря там нет, только горная река Зеленчук, но дорога, идущая по её извилистым берегам вверх к истоку, это настоящий роллеркостер с нескончаемыми плавными дугами ходовых поворотов и практически без прямиков. Если держать мотор в зоне от оборотов максимального момента до оборотов максимальной мощности и не перестраховываться с излишне ранними торможениями, то можно испытать настоящий ездовой оргазм от качества асфальта и плавно переходящих друг в друга поворотов. Но важно не увлечься и не впасть в уверенность, что это трек. На пути могут быть пешеходы, джигиты на машинах, крупные и рогатые домашние животные, а также медленные кегли встречных и попутных автомобилей, которые придётся как-то объезжать.




На пути вверх в Архыз иногда не хватало мотора на выходах из поворотов. Хотелось немного большего. А вот на обратном пути вниз по течению мир обрёл гармонию до такой степени, что возникла мысль заправиться и ещё раз жахнуть туда-сюда – настолько там хорошо. Если у вас тоже возникнет, не отказывайте себе в удовольствии – ведь всё это затевается исключительно ради него!


Домбай



«Домбай» – питьевая талая ледниковая вода слабой минерализации. Чистая, жажду утоляет, но какая-то безвкусная. Если взять водопроводную воду и очистить её от хлорки и грязи труб хорошими фильтрами и осмосом, то получится что-то похожее. Из пересекаемых по дороге мелких горных рек вода была вкуснее, честное слово.


Дорогая Зеленчукская-Карачаевск красивая и интересная по рельефу. Там и простор, и красота, и красивые виды. Жаль, очень короткая, всего 40 километров. А потом начинается ещё одна извилистая ходовая дорога вверх вдоль горной реки Теберда. Помните строку в песне: «Теберды голубая вода»? Действительно, голубая. Особенно хорошо это видно в Карачаевске, где она сливается с Кубанью. Смотреть больно, как бурный поток жидкой грязи цвета бурой глины безжалостно поглощает ленту голубой воды чистой горной реки.




Дороги Зеленчукская-Архыз и Карачаевск-Домбай немного разные, несмотря на идеологическое сходство. Первая идёт по открытым пространствам, радуя панорамой и постоянным видом на реку, вторая заросла лесом по обочинам и не такая живописная. Но, к счастью, такая же ровная и извилистая. По ней тоже хочется откручивать и отжигать как не в себя, используя полный диапазон возможностей мотоциклов. И мотоциклам это, похоже, тоже в кайф – едут весело, быстро, не заикаясь. Уверенно тормозят перед поворотами и бодро разгоняются после прохождения апекса, провоцируя ещё немного взвинтить темп. Траффик чуть более плотный, но места для обгона есть.




В отличии от Архыза, где горнолыжные подъёмники летом выключаются, на Домбае они работают. Можно подняться наверх ближе к снежным вершинам и увидеть «гордый красавец Эрцог». Сам посёлок представляет собой довольно грустное зрелище: местный колорит оттуда давно выветрился, а солидная обстановка европейских лыжных курортов приходить боится. Выглядит безвкусно и пошло, как Геленджик в купальный сезон, только вместо моря – горы.


Ессентуки




«Ессентуки №4» – лечебная сильно минерализованная газированная вода. Из-за высокого содержания элементов таблицы Менделеева не подходит для постоянного применения, если только доктор вам лично обратное не утверждает. Но выпить эту странную субстанцию, похожую на слабый раствор хозяйственного мыла с солью из сифона иногда хочется. И, говорят, полезно.




Если повернуть направо на мост через Кубань, то вы окажетесь на дороге Карачаевск – Нижняя Мара – Верхняя Мара – Учкекен – Ессентуки, идущей вдоль Кавказского хребта на восток через перевал Гумбаши. Качество асфальта так себе, но появляются лайтовые серпантины со шпильками и, если повезёт с погодой, с перевала откроется шикарный вид на хребет. Нам, к сожалению, не повезло. Вдоль дороги пасётся много скота и стоят передвижные пасеки, так что не удивляйтесь ударам в шлем, после которых по визору растекается что-то янтарно-жёлтое. Это вы сбиваете пчёл на лету. Машин мало, людей нет. Интровертам это понравится.




Потребление «Ессентуков» – это целый ритуал. Надо, как в XIX веке степенно откушать завтрак и, приподнимая цилиндр перед всеми встречными, совершить со специальной кружкой в кармане променад по терренкуру до парка с павильоном минеральной воды. Там несколько раз наполнять кружку и пить воду через её носик, чтобы газики с водой попадали в желудок. Мгновенного поправления здоровья и обретения кавказского долголетия никто не гарантирует, но сам процесс успокаивает и настраивает на аристократически-философский лад.


Джилы-Су




Урочище Джилы-Су – комплекс из полутора десятков природных горячих ключей, бьющих из-под земли. Горячие нарзаны насыщены минеральными и органическими веществами, обладают уникальными целительными свойствами. Пить эту воду не стоит, но искупаться в ней будет не лишним, если уж доехали.




Дорога Кисловодск – Кичи-Балык – Джилы-Су – одна из самых красивых в России. Всего 80 километров теоретически проехать можно менее, чем за час, но у вас это гарантированно не выйдет. Там такие виды, что не остановиться для того, чтобы запечатлеть их, или просто попучеглазить, медитируя на эти красоты, не получится. Плавные повороты, серпантины с затычными шпильками, длинные прямики по альпийским лугам, подъёмы и спуски. Дорога интересная и шикарная сама по себе, но вишенкой на торте будет белоснежный двухголовый Эльбрус – самая высокая вершина Европы, видимая на большем её протяжении. Гора сначала призывно маячит на горизонте, но с каждым пройденным километром неуклонно приближается. Просто фантастическая картина!




К самим термальным источникам подъехать не получится, последние метров 700 только пешком можно пройти. Будьте морально готовы немного проскрипеть в мотоботах по горам, чтобы расслабиться в тёплой воде источника. Такая короткая передышка в дороге вам пойдёт на пользу. Впереди вас ждёт самый интересный её участок.


Эльбрус




«Эльбрус» – питьевая талая ледниковая вода слабой минерализации. Вкусная, после сильно минерализованных Ессентуков кажется излишне чистой от солей и даже безвкусной, но это на контрасте. В действительности же вода отличная – и пьётся в удовольствие, и жажду утоляет.


Если в Джилы-Су навигатору указать точкой назначения Тырныауз, он предложит две дороги. Петлю на 240 километров через Пятигорск и Баксан, а также короткую 60-километровую срезочку через горы. Удивительно, что настаивать навигатор будет на кружном маршруте. Может, он и прав с точки зрения экономии времени и нервов, но мы же не ищем лёгких путей. Плюс KTM и Husqvarna давно вписали себя золотыми буквами в историю внедорожных гонок и не должны бояться короткой срезки через горы…




Дорога, идущая от асфальта вправо, вверх и в облака, даст вам за первые пять километров понять, в какой блуд вы вписались. Первый перевал будет невысоким, но коварным в том плане, что путь и вверх, и вниз идёт прямой, а не вьётся серпантином по склону горы. Если возьмёте его, достигнув русла реки Шаукол, то гарантированно сможете доехать до Тырныауза. Да, может быть трудно, особенно в дождь, но ничего невозможного на пути не встретится.




Зачем люди едут на мотоцикле в Монголию? Чтобы можно было забабахать круговую панораму, в которую не попадёт ни одно здание и ни один столб с проводами. Так вот, не обязательно неделю ехать в эту Монголию, можно за день-два доехать до Кавказа.


Людей за эти 50 километров гравия вы скорее всего не встретите, жилья, столбов и проводов не обнаружите гарантированно. С вами будут смешные альпийские сурки-мармоты в квадратных меховых шортах, снующие под колесами мотоцикла, а также орлы в небе, висящие без шевеления крыльями на восходящих потоках воздуха. Простор и красота. Ради такой картины стоит немного попрыгать по кочкам разбитой дороги.




Лёгкие нейкеды без труда проехали этот участок без асфальта. Помогли небольшая масса, короткая база и приличный дорожный просвет. Тяги хватало при движении вверх, торможения двигателем и тормозами было достаточно на спусках. На высоте 2900 метров (перевал Шаукам) моторы не задыхались от нехватки воздуха – инжектор нормально подстроился под упавшее давление. На «Хаске» из-за большего наклона вперёд было немного сложнее на спусках, возникало пугающее ощущение, что висишь впереди переднего колеса. Зато проще ехалось в гору, если стоять на подножках. Да, на 450-кубовых спортивных эндуро было бы и быстрее, и веселее, но взять несколько мотоциклов в дорогу возможности не было. А красота видов вокруг от мотоцикла зависит мало. Из седла велосипеда всё выглядит точно так же, только чувство гордости и удовлетворения от свершённого подвига сильнее.




С горы Джаурген открывается шикарный вид на город Тырныауз внизу, но грунтовый серпантин с бессчётным количеством шпилек, спускающийся туда, отнял все силы и более часа времени. Никогда не думал, что можно устать от езды по серпантинам. Обычно это бодрит и радует, но в этот раз вымотало и выжало. На спуске я твердил: «Заправка, мойка, хычины!» И, знаете, мысль – она материальна. Всё было найдено в трёх соседних зданиях и именно в этой последовательности.




Дорога до посёлка Азау у подножия Эльбруса идёт вдоль русла Баксана вверх к истоку. Она такая же ходовая и интересная, как в Архыз и Домбай, и с таким же хорошим покрытием. На 150-сильном спортбайке там было бы веселее, спору нет, но пройденный до этого внедорожный участок я бы на пластиковой ракете не осилил.




Если доехали до подножья Эльбруса, обязательно поднимитесь повыше. Пешком, или на канатке – на что сил хватит. Канатная дорога довозит до высоты 3800 с уверенно лежащим в середине августе глубоким снегом. За небольшие деньги местные таксисты на снегоходах завезут вас на 4200 – там снег вообще никогда не тает, ветер и холодно, но красота открывающихся видов может вогнать в нирвану.




На этом лечебный тур по источникам кавказских вод был окончен. Нас ждал спуск вдоль русла Баксана до Баксана, кавказская федералка, затем нудная М4 с большими перегонами и очередями за бензином. Дом манит, мотоциклы уверенно едут 140-150. Что удивительно, на этой скорости можно разговаривать, не переходя на крик в микрофон гарнитуры шлема. Под Ростовом традиционно припекло температурой +36, под Воронежем предсказуемо жара спала, в Москву въехали глубокой ночью. Утром будет мойка и легкое ТО мотоциклов, но сейчас надо спать.




Чем хороши KTM 390 Duke и Husqvarna Svartpilen 401? Своей универсальностью. Такой мотоцикл запросто может быть единственным в гараже: он чертовки хорош в городе, он неплох на шоссе, где позволяет ехать далеко, быстро и долго, ему по плечу легкое бездорожье и сложный рельеф местности. И при этом он – полноценный мотоцикл, а не малокубатурный сублимат и симулякр идеи мотоциклизма. И это относится не только к новичкам: опытные мотоциклисты с большим стажем тоже гарантированно получат удовольствие от управления такой «карманной ракетой». Это, действительно, здорово и весело.

А все попытки зачислить в туристы только тяжёлые мотоциклы с большим мотором и ветрозащитой – это в чистом виде снобизм и попытка отказать себе в удовольствии съездить в путешествие на основании того, что мотоцикл неподходящий. Не бывает неподходящих мотоциклов, бывают неподходяще вялые хозяева. Оторви свою задницу от дивана, заводи мотор и поезжай в горы! Никакой 4К телевизор не покажет тебе такой красоты, и никакой дезодорант «альпийская свежесть» не заменит настоящего запаха горного разнотравья, нагретого близким солнцем.



Мотоцикл Husqvarna Svartpinen 401 предоставлен на тест официальным дистрибутором марки в России - www.husqvarna-motorcycles.ru

 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх

мотошкола