- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
10 марта 2013
Выпуск:
Журнал «МОТО» – февраль 2013
Автор:
Роман СИТНИКОВ, фото Евгения БОБРИКОВА
Просмотры:
5222
А значит, и научиться экстренно тормозить с высоких скоростей и даже в поворотах, а затем разобраться с приемами преодоления поперечных и продольных уклонов. После чего можно немного отвлечься от вопросов техники и обсудить стратегию управления квадроциклом.
Экстренное торможение
Экстренное торможение, в том числе и на пределе возможностей техники и водителя, зачастую оказывается наиболее эффективным способом предотвращения столкновения. От торможения в штатном режиме интенсивное отличается в первую очередь необходимостью переноса массы тела назад, во избежание отрыва задних колес от земли или даже переворота квадроцикла через передние колеса.
В остальном рекомендации те же: продолжайте смотреть вперед по ходу движения, не переводите взгляд под колеса, ноги с подножек не убирайте, старайтесь замедляться быстро, но плавно, избегайте резких движений рулем.
Итак, чтобы остановить квадр максимально быстро:
Следующий шаг к статусу «быстрого парня» (и притом живого-здорового) – освоение торможения в повороте. Да, это действие – частая причина переворота квадроцикла, но нередко либо препятствие при прохождении поворота замечаешь слишком поздно, либо оно может само попасть на траекторию движения, либо радиус поворота неожиданно уменьшается, а скорость оказывается чрезмерной.
В отличие от спортбайка, на квадроцикле перенос массы тела при прохождении поворота не предполагает «отклячивания» колена - здесь нащупывать асфальт в повороте не потребуется. Наоборот, колено должно оставаться плотно прижатым к баку (или фальшбаку) квадрика; оно фактически служит точкой опоры, относительно которой и происходит изменение положения тела водителя.
Именно по этим причинам торможение в повороте необходимо освоить и довести до автоматизма, рано или поздно оно потребуется в реальной жизни.
Для этого:
Еще одну опасность для квадроцикла и его экипажа представляет движение по уклонам различной крутизны. Центр тяжести системы «квадроцикл-водитель» достаточно высок, длина колесной базы и ширина колеи несущественно больше высоты центра тяжести, поэтому склонность к опрокидыванию у квадрика довольно велика. Кроме того, угол опрокидывания в динамике может быть заметно меньше такового в статике.
При преодолении подъема соблюдайте следующие правила:
Поездки на квадроцикле чаще ассоциируются именно с посещением неизведанных и недоступных ранее мест, тех, где «не ступало» колесо человека, а не с наматыванием кругов по досконально изученной трассе.
И именно в подобных поездках на первый план выходят не столько навыки управления квадриком, сколько умение мыслить стратегически, контролировать окружающую обстановку и прогнозировать развитие событий во избежание возможных инцидентов.
Наиболее критичных моментов всего два: во-первых, это умение «читать» ситуацию и выбирать и своевременно корректировать траекторию движения, и во-вторых, – умение выбирать разумную скорость.
«Чтение» обстановки предполагает постоянное наблюдение и понимание особенностей рельефа: продольного и поперечного уклона, перепада высот, наличия ям, канав, промоин, характеристик покрытия, наличия и расположения разного рода препятствий – камней, бревен, пней, корней деревьев.
Оптимальный выбор маршрута – по существующим квадроциклетным трассам, где вероятность появления новых препятствий значительно ниже. Если это невозможно, старайтесь избегать сложно преодолимых и опасных участков – сильных уклонов, незнакомых болот, леса с небольшими расстояниями между деревьями, густого кустарника и т.п.
Чтобы увидеть вероятные препятствия заблаговременно, находясь за рулем квадроцикла, смотрите всегда вперед, а не под колеса. Благодаря этому вы сможете своевременно выбрать оптимальную траекторию движения и принять решение о снижении скорости для безопасного преодоления того или иного участка.
Вы должны быть готовы реагировать на тот или иной фактор задолго до того, как потребуется непосредственно действие. А значит, нужно, во-первых, увидеть и осознать обстановку заранее, во-вторых, иметь достаточно времени для маневра. Именно потому выбор разумной скорости – еще один важный навык при управлении квадроциклом.
Скорость должна определяться особенностями рельефа, видимостью, состоянием поверхности, наличием препятствий и, разумеется, вашим водительским опытом. Если же совсем коротко, принцип «видишь – газуй, не видишь – не газуй» будет здесь как нельзя кстати. И всегда помните, что ездить на квадрике нужно в соответствии со своими способностями, не выходя за рамки возможностей.
У западных коллег любовь к акронимам проявляется и при формализации стратегии управления квадроциклом (хотя применимо это к любому транспортному средству). Базовый посыл – сначала думать, потом действовать – очевиден, но иногда о нем забывают. Более развернуто процедура «стратегического планирования» при управлении квадриком отображается в виде аббревиатуры SIPDE.
По-русски звучит примерно как «искать-выявлять-оценивать-решать-выполнять». Этот короткий набор алгоритмов призван повысить эффективность управления рисками при движении на квадроцикле, снизить вероятность возникновения нештатных ситуаций и в конечном счете повысить удовольствие от езды на квадроцикле.
И помните, что возможности современного квадроцикла зачастую значительно превышают способности среднестатистического водителя. Несмотря на это, «гонка вооружений» продолжается, и производители радуют нас все более мощными квадриками. Поэтому старайтесь не поддаваться на провокации мощных моторов и совершенных подвесок.
Благодарим компанию «Байк Ленд» за предоставленные для съемок квадроциклы и трассу мотошколы.Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .
Социальные комментарии Cackle