Школа квадроциклиста. Урок 4: Экстренное торможение

10 марта 2013

После освоения азов – трогания с места, торможения и маневрирования – самое время поехать быстрее.


Школа квадроциклиста. Урок 4: Экстренное торможение

Выпуск:
Журнал «МОТО» – февраль 2013

Автор:
Роман СИТНИКОВ, фото Евгения БОБРИКОВА

Просмотры:
5222

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

А значит, и научиться экстренно тормозить с высоких скоростей и даже в поворотах, а затем разобраться с приемами преодоления поперечных и продольных уклонов. После чего можно немного отвлечься от вопросов техники и обсудить стратегию управления квадроциклом.

Экстренное торможение 

Экстренное торможение, в том числе и на пределе возможностей техники и водителя, зачастую оказывается наиболее эффективным способом предотвращения столкновения. От торможения в штатном режиме интенсивное отличается в первую очередь необходимостью переноса массы тела назад, во избежание отрыва задних колес от земли или даже переворота квадроцикла через передние колеса. 

В остальном рекомендации те же: продолжайте смотреть вперед по ходу движения, не переводите взгляд под колеса, ноги с подножек не убирайте, старайтесь замедляться быстро, но плавно, избегайте резких движений рулем. 

Недостаточная загрузка задней оси при экстренном торможении может привести к перевороту квадроцикла.

Итак, чтобы остановить квадр максимально быстро: 

  • сбросьте газ; 
  • сместите тело назад, не снимая ног с подножек; переключайте передачи вниз, если квадроцикл оборудован механической или полуавтоматической КП; 
  • быстро, но плавно нажмите на рычаги и переднего, и заднего тормозов; 
  • аккуратно дозируйте тормозное усилие на скользких поверхностях, избегайте скольжения, особенно на поперечном уклоне; 
  • избегайте интенсивного торможения в повороте, старайтесь снизить скорость до входа в поворот.
Смещение тела назад при интенсивном торможении позволяет дополнительно загрузить заднюю ось квадроцикла, что снижает риск переворота.

Торможение в повороте

Следующий шаг к статусу «быстрого парня» (и притом живого-здорового) – освоение торможения в повороте. Да, это действие – частая причина переворота квадроцикла, но нередко либо препятствие при прохождении поворота замечаешь слишком поздно, либо оно может само попасть на траекторию движения, либо радиус поворота неожиданно уменьшается, а скорость оказывается чрезмерной. 

В отличие от спортбайка, на квадроцикле перенос массы тела при прохождении поворота не предполагает «отклячивания» колена - здесь нащупывать асфальт в повороте не потребуется. Наоборот, колено должно оставаться плотно прижатым к баку (или фальшбаку) квадрика; оно фактически служит точкой опоры, относительно которой и происходит изменение положения тела водителя.

Именно по этим причинам торможение в повороте необходимо освоить и довести до автоматизма, рано или поздно оно потребуется в реальной жизни. 

Для этого: 

  • сбросьте газ; 
  • перенесите вес тела назад и внутрь поворота, не снимая ноги с подножек; 
  • смотрите в направлении движения; 
  • не поворачивайте руль на большой угол; 
  • переключайте передачи вниз, если квадроцикл оборудован механической или полуавтоматической КП; 
  • быстро, но плавно нажмите на рычаги и переднего, и заднего тормозов; 
  • в случае блокировки колес быстро ослабьте усилия на рычагах тормоза и работайте ими плавнее; 
  • если квадроцикл начинает переворачиваться, сильнее наклонитесь внутрь поворота, немного ослабьте усилия на рычагах тормоза и при возможности распрямите траекторию движения. 

Движение на уклонах

Еще одну опасность для квадроцикла и его экипажа представляет движение по уклонам различной крутизны. Центр тяжести системы «квадроцикл-водитель» достаточно высок, длина колесной базы и ширина колеи несущественно больше высоты центра тяжести, поэтому склонность к опрокидыванию у квадрика довольно велика. Кроме того, угол опрокидывания в динамике может быть заметно меньше такового в статике. 

Поэтому движение по наклонным поверхностям – как спуск, подъем или траверс, так и разворот в случае необходимости – должно осуществляться с особой осторожностью и, разумеется, с правильной техникой управления. 

При преодолении подъема соблюдайте следующие правила: 

  • выберите более низкую по сравнению с движением по плоскости передачу, если квадроцикл оборудован механической или полуавтоматической КП;
  • наберите скорость до начала подъема;
  • сместите вес тела вперед, чтобы избежать чрезмерной разгрузки передней оси; 
  • смотрите в направлении движения; 
  • старайтесь не терять скорость во время подъема; 
  • очень плавно оперируйте курком газа, избегайте как резкого увеличения оборотов двигателя, так и резкого их снижения. 
Если во время подъема вы начали терять скорость (например, из-за недостаточного сцепления шин с поверхностью или нехватки тяги двигателя) и понимаете, что не сможете достичь вершины: 

  • сохраняйте смещение тела вперед, продолжая загружать переднюю ось; 
  • остановите квадроцикл, плавно задействовав оба тормоза и не позволяя ему скатываться назад; 
  • поставьте квадроцикл на стояночный тормоз; 
  • если квадроцикл начинает опрокидываться, немедленно слезьте с него; 
  • во время спуска вниз задним ходом при возможности страхуйте квадроцикл с помощью троса лебедки, если он ей оборудован, либо стропы, привязанной к квадроциклу, преодолевшему подъем. 

Для безопасного спуска: 

  • включите пониженный ряд в трансмиссии; 
  • смотрите в направлении движения;
  • перенесите вес тела назад, не снимая ног с подножек; плавно и равномерно работайте рычагами обоих тормозов;
  • в случае блокировки колес быстро ослабьте усилия на рычагах тормоза, работайте ими плавнее; 
  • избегайте резких движений рулем. 
При возникновении необходимости развернуться на подъеме: 

  • сохраняйте смещение тела вперед, продолжая загружать переднюю ось; 
  • плавно сбрасывая газ, начинайте разворачивать квадроцикл, перемещая тело так, чтобы оно всегда было направлено в сторону вершины подъема; 
  • сохраняйте инерцию движения, не закрывайте газ полностью – это может привести к остановке и даже опрокидыванию квадроцикла; 
  • после разворота на 180 градусов сместите вес тела назад – в направлении вершины подъема; 
  • продолжайте движение вниз, контролируя скорость с помощью обоих рычагов тормоза. 
При движении по наклонным поверхностям тело водителя всегда должно быть смещено в направлении вершины.

Движение поперек склона (траверс) осуществляется следующим образом: 

  • перенесите вес тела в направлении вершины подъема; 
  • старайтесь двигаться равномерно; 
  • при необходимости немного поворачивайте руль в направлении вершины для сохранения требуемой траектории движения; 
  • избегайте резких движений рулем; 
  • избегайте резкого изменения скорости движения; 
  • при угрозе переворота плавно сместите вес тела в направлении вершины, в случае необходимости можно поставить обе ноги на «верхнюю» подножку квадроцикла.
Стратегия езды на квадроцикле

Поездки на квадроцикле чаще ассоциируются именно с посещением неизведанных и недоступных ранее мест, тех, где «не ступало» колесо человека, а не с наматыванием кругов по досконально изученной трассе. 

И именно в подобных поездках на первый план выходят не столько навыки управления квадриком, сколько умение мыслить стратегически, контролировать окружающую обстановку и прогнозировать развитие событий во избежание возможных инцидентов. 

Наиболее критичных моментов всего два: во-первых, это умение «читать» ситуацию и выбирать и своевременно корректировать траекторию движения, и во-вторых, – умение выбирать разумную скорость.

«Чтение» обстановки предполагает постоянное наблюдение и понимание особенностей рельефа: продольного и поперечного уклона, перепада высот, наличия ям, канав, промоин, характеристик покрытия, наличия и расположения разного рода препятствий – камней, бревен, пней, корней деревьев. 

Оптимальный выбор маршрута – по существующим квадроциклетным трассам, где вероятность появления новых препятствий значительно ниже. Если это невозможно, старайтесь избегать сложно преодолимых и опасных участков – сильных уклонов, незнакомых болот, леса с небольшими расстояниями между деревьями, густого кустарника и т.п. 

Чтобы увидеть вероятные препятствия заблаговременно, находясь за рулем квадроцикла, смотрите всегда вперед, а не под колеса. Благодаря этому вы сможете своевременно выбрать оптимальную траекторию движения и принять решение о снижении скорости для безопасного преодоления того или иного участка. 

Вы должны быть готовы реагировать на тот или иной фактор задолго до того, как потребуется непосредственно действие. А значит, нужно, во-первых, увидеть и осознать обстановку заранее, во-вторых, иметь достаточно времени для маневра. Именно потому выбор разумной скорости – еще один важный навык при управлении квадроциклом. 

Скорость должна определяться особенностями рельефа, видимостью, состоянием поверхности, наличием препятствий и, разумеется, вашим водительским опытом. Если же совсем коротко, принцип «видишь – газуй, не видишь – не газуй» будет здесь как нельзя кстати. И всегда помните, что ездить на квадрике нужно в соответствии со своими способностями, не выходя за рамки возможностей. 

У западных коллег любовь к акронимам проявляется и при формализации стратегии управления квадроциклом (хотя применимо это к любому транспортному средству). Базовый посыл – сначала думать, потом действовать – очевиден, но иногда о нем забывают. Более развернуто процедура «стратегического планирования» при управлении квадриком отображается в виде аббревиатуры SIPDE. 

По-русски звучит примерно как «искать-выявлять-оценивать-решать-выполнять». Этот короткий набор алгоритмов призван повысить эффективность управления рисками при движении на квадроцикле, снизить вероятность возникновения нештатных ситуаций и в конечном счете повысить удовольствие от езды на квадроцикле. 

И помните, что возможности современного квадроцикла зачастую значительно превышают способности среднестатистического водителя. Несмотря на это, «гонка вооружений» продолжается, и производители радуют нас все более мощными квадриками. Поэтому старайтесь не поддаваться на провокации мощных моторов и совершенных подвесок.

Благодарим компанию «Байк Ленд» за предоставленные для съемок квадроциклы и трассу мотошколы.
Экипировка Fox и Shiſt предоставлена на тест компанией FoxUSA.ru.
Шлемы LS2 предоставлены на тест компанией «МотоСтиль».

 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх